1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Раздел 1 Особенности организуемого в гимназии воспитательного процесса Раздел 2 Цель и задачи воспитания Раздел 3 Виды, формы и содержание деятельности 3.1. Модуль «Классное руководство» 3.2. Модуль «Школьный урок» 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» 3.4. Модуль «Самоуправление» 3.5. Модуль «Профориентация» 3.6. Модуль «Работа с родителями» 3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела» 3.8. Модуль «Детские общественные объединения» 3.9. Модуль «Правовое просвещение» Раздел 4 Основные направления самоанализа воспитательной работы 3 5 7 8 11 13 15 16 18 20 22 24 25 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания МАОУ «Гимназия №16» (далее - Программа) разработана всоответствиисприказомМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот11.12.2020 № 712«О внесении изменений в некоторые федеральные государственныеобразовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»,методическимирекомендациями«Примернаяпрограммавоспитания»,утверждё нной02.06.2020годаназаседанииФедеральногоучебно-методическогообъединенияпообщему образованию, Федеральными государственными образовательными стандартами(далее ФГОС)общегообразования. Даннаяпрограмманаправленанаприобщениеобучающихсякроссийскимтрадиционным духовным ценностям,правилам инормам поведенияв российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальныймириналаживанияответственных взаимоотношенийсокружающимиихлюдьми. Воспитательная Программа являетсяобязательнойчастьюосновныхобразовательныхпрограмм МАОУ «Гимназия №16»ипризванапомочьвсемучастникамобразовательногопроцесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности итемсамым сделатьгимназию воспитывающей организацией. Вместестем,программапризванаобеспечитьдостижениеобучающимися личностных результатов, определённых ФГОС: формироватьунихосновыроссийскойидентичности;готовностьксаморазвитию;мотивациюкпоз наниюиобучению;ценностные установки социальнозначимыекачестваличности;активноеучастиев социальнозначимойдеятельностигимназии. Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в гимназии, является мобильной и корректируемой. Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ГИМНАЗИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Гимназия – центр инновационного развития, выпускающий в жизнь высоконравственного, ответственного, компетентного, интеллигентного, творческого, социально-адаптированного гражданина. Учреждение гуманитарной направленности, осуществляющее образовательный процесс на основе духовно - нравственных ценностей. Цель гимназии - создание условий для развития классического гуманитарного образования, основанного на духовно-нравственных ценностях многонационального народа Российской Федерации. Результатом деятельности гимназии в современных условиях становится выпускник разносторонне образованный, конкурентоспособный, социально - интегрированный, способный к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности в условиях информационного общества, социальных партнеров. Гимназия основана в 1952 году и начала функционировать как восьмилетняя. Юридический адрес: Пермский край, г.Кунгур, ул. Ленина, 75. За 70 лет своего существования она приобрела интересную историю, богатые традиции и опыт. Имеет свой гимн и эмблему. 3 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №16» реализует три уровня общеобразовательных программ: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Форма обучения - очная. Обучение проводится в две смены. Гимназическим компонентом является изучение трех иностранных языков (английский, немецкий и французский). На старшей ступени образования через внеурочную деятельность введены курсы социально- гуманитарного профиля. Педагоги гимназии— это квалифицированные специалисты, которые имеют большой опыт педагогическойпрактики и высокий уровень творческой активности и профессиональной инициативы. Они, основнойисточникположительноговлияниянадетей,грамотноорганизуютобразовательныйпроц есс. Воспитательная миссия гимназии: «Мы по-прежнему хотим, чтобы наша школа стала лучшей… безупречной школой, по окончании которой все дети хорошо знают, в чем заключаются их талант, умение и умственные наклонности, которые помогут им стать тем, кем они пожелают» (Фредерик Матиас Александер). Создание устойчиво развивающейся качественно новой воспитывающей среды, которой является личность ребенка и которая способствует его социализации, духовному, нравственному и физическому развитию. Инструментами для осуществления этой миссии являются - общество, сами дети (обучающиеся), родители и педагогический коллектив. Процесс воспитания в МАОУ «Гимназия №16» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся: 1.Приоритетбезопасности ребенка— неукоснительное соблюдение законности иправ семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,а так жепри нахожденииеговобразовательнойорганизации; 2.Психологическаякомфортнаясредаориентирнасозданиевобразовательнойорганизациидлякаждогоребёнкаивзрослогопозитивных эмоцийидоверительныхотношений,конструктивноговзаимодействияшкольникови педагогов; 3.Традиция—реализацияпроцессавоспитанияглавнымобразомчерез создание в гимназии детско-взрослых общностей, которые бы объединялидетейипедагоговсодержательнымисобытиями,общимисовместнымиделамикакпред мета совместнойзаботыи взрослых,идетей; 4.Совместное решение личностно и общественно значимых проблем—личностные иобщественныепроблемыявляютсяосновнымистимуламиразвитияшкольника,авоспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося,организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников какпредметасовместной заботы и взрослых,идетей; 5.Системно-деятельностнаяорганизациявоспитания—интеграциясодержанияразличных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания какусловияегоэффективности; 6.Следование нравственному примеру—содержание учебного процесса, вне учебной ивнешкольнойдеятельностинаполняетсяпримераминравственногоповедения,особоезначение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура общения и т.д;. 7. Культуросообразность— то идея о максимальном использовании в воспитании, образовании и обучении культуры той среды, в рамках которой осуществляется развитие 4 личности человека. Под культурной средой понимается регион, народ, нация, общество, страна и т. д.Реализуется принцип через правила: понимание педагогического процесса как культурно-исторической ценности; максимальное использование семейной и региональной материальной и духовной культуры; обеспечение единства национального, интернационального, межнационального в воспитании, образовании, обучении; формирование творческих способностей и установок обучающихся на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей. Основными традициями воспитания в гимназии являются: -организация традиционных событийных мероприятий; -уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса; -создание эстетической среды; -ориентированиеучителей гимназиинасоздание детскихобщественныхобъединений на базе классов, студий, секций, направленные на раскрытие и реализацию творческого потенциала обучающихся; -классныйруководитель – ключеваяфигуравоспитаниявгимназии,реализующийпоотношениюкдетямзащитную,личностн оразвивающую,организационную,посредническую(вразрешении конфликтов)функции. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ВсоответствиисКонцепциейдуховнонравственноговоспитанияроссийскихшкольников,разработанной на основе требованийЗакона«Обобразовании»(ст.7«Федеральныегосударственныеобразовательныестанда рты»,ст.9 «Образовательныепрограммы»),современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из воспитательного идеала России, а также основываясь на базовых длянашегообществаобщемировыхценностях(«Семья»,«Труд»,«Отечество»,«Природа», «Мир», «Знания», «Культура», «Здоровье», «Человек»), целью воспитания в МАОУ «Гимназия №16» являетсяформированиедуховнонравственныхценностей,способностикосуществлениюответственноговыборасобственнойинди видуальнойобразовательнойтраектории и успешнойсоциализации обучающихся вобществе. Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности обучающихся. В связи с этим важно сочетание усилий педагога и самого ребенка через сотрудничество, партнерские отношения, что является важным фактором успеха. Конкретизация цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. 1.В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий: - усвоение обучающимися социально значимых знаний, основных норм и традиций общества, в котором они живут; -самоутверждение детей в статусе гимназиста, то естьстремление соответствоватьпредъявляемымнормами принятымтрадициямповедения обучающихся; -развитие умений и навыков обучающихся, накопление опыта осуществлениясоциальнозначимыхдел. К наиболее важным знаниям,умениям и навыкам данного уровня относятсяследующие: 5 -быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком(внучкой);уважатьстаршихизаботитьсяомладшихчленахсемьи;выполнятьпосильнуюдля ребёнкадомашнюю работу, помогать старшим; -бытьтрудолюбивым каквучебных занятиях,такивдомашних делах,доводитьначатоеделодоконца; -знатьилюбить Родину: роднойдом,двор, улицу,гимназия, город,страну; -беречь и охранять природу: ухаживать за растениями в школе и дома,заботиться о домашних питомцах, о бездомных животных; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять мусоромулицы,леса, водоёмы; -проявлятьмиролюбие:незатеватьконфликтов, стремитьсярешатьспорныевопросы,неприбегая к силе, уметь прощать обиды; -узнаватьновое,проявлятьлюбознательность,ценитьзнания; -бытьвежливым,скромнымиприветливым; -соблюдатьправилаличнойгигиены,режимдня,вестиздоровыйобразжизни; -уметьсопереживать,проявлятьсострадание,стремитьсяустанавливать хорошие отношения с другими, защищатьслабых, помогать нуждающимся, уважительноотноситьсяклюдяминойнациональнойилирелигиознойпринадлежности,иногоиму щественногоположения,людямсограниченнымивозможностямиздоровья; -быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть непохожим на других, уметь ставить цели и проявлять инициативу идействовать самостоятельно. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)приоритетомявляется созданиеблагоприятныхусловий: -становление жизненной позиции подростка, ценностныхориентаций; -утверждениесебякакличностьвсистемеотношений,свойственных взросломумиру; -развитие социально значимых и ценностныхотношений: -ксемьекакглавнойопоревжизничеловекаиисточникуегосчастья, -к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,залогу его успешного профессионального самоопределения и уверенности взавтрашнемдне; -к малой и большой Родине; -кприродекакисточникужизнинаЗемле; кмирукакглавномупринципучеловеческогообщежития,условиюкрепкойдружбы,созданияблагоп риятногомикроклимата; -к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека; -ккультуре какдуховному богатству общества; -кздоровьюкакзалогудолгойиактивнойжизничеловека; -кокружающимлюдямкакравноправнымсоциальнымпартнерам; -ксамимсебекакхозяевамсвоейсудьбы. 3. В воспитании обучающихся юношеского возраста(уровень среднего общего образования)приоритетомявляется созданиеблагоприятныхусловий: -приобретениеобучающимися опытаосуществлениясоциальнозначимыхдел; -жизненноесамоопределение,выборжизненногопути. Сделать правильныйвыборстаршеклассникампомогаетопыт,который приобретают, втомчислеи вгимназии: -опытдел,направленных назаботуосвоейсемье,родныхиблизких; -трудовойопытприреализациипроектов,направленныхнаулучшениешкольнойжизни; -опыт управления образовательной организацией, планирования, принятиярешений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенцийсамоуправления; -опыт дел, направленных на пользу гимназии, родному городу,стране; -опытдеятельноговыражениясобственнойгражданскойпозиции; 6 -опытприродоохранныхдел; -опытразрешениявозникающихконфликтныхситуаций; -опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научныхисследований,опыт проектной деятельности; -опыттворческогосамовыражения; -опытведенияздоровогообразажизни; -опытоказанияпомощиокружающимчерез волонтерское движение; -опыт самопознания и самоанализа через социально приемлемое самовыражениеи самореализации. Достижению цели воспитания способствует решение основных задач: -поддерживать и развивать традиции гимназии; -реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни гимназии, укрепление коллективныхценностейгимназического сообщества; -реализовыватьвоспитательный потенциал через урок и внеурочную деятельность, поддерживатьиспользованиеинтерактивныхформзанятийсобучающимися; -инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на уровне гимназии,так и на уровне классных коллективов: осуществлять планирование, организацию,проведениеианализмероприятий; -вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по программам внеурочной деятельности, реализовывать ихвоспитательныевозможности; -инициироватьиподдерживатьдеятельностьдетскихобщественныхорганизаций(«Юнармия», ШСП, ИЮД, ДЮП); -организовыватьпрофориентационнуюработусобучающимися; -организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на личностное развитиеобучающихся; -развивать предметно-эстетическую среду гимназии и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада гимназической жизни и положительногоимиджаипрестижагимназии. Работа педагогов по реализации программы, направленная на достижениепоставленной цели, позволит обучающимся получить необходимые социальные навыки,которыепомогуториентироватьсявмиречеловеческихвзаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию, увереннее чувствовать себя во взаимодействии с другими, продуктивнее сотрудничать с людьми разныхвозрастовиразногосоциальногоположения,увереннее искатьинаходитьвыходыизтрудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать жизненный путь. Планомернаяреализацияпоставленныхзадачпозволиторганизоватьинтересную и событийно насыщенную деятельность гимназии, что станет эффективнымспособомпрофилактики асоциальногоповедения гимназистов. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Реализация цели и задач воспитания в МАОУ «Гимназия №16» представлена в виде инвариативных и вариативных модулей, ориентированных на решение поставленных задач воспитания и соответствующих направлениямвоспитательнойработы. Инвариантные модули Вариативныемодули (Федеральный компонент) (обязательные) 1.Модуль «Классноеруководство» 2.Модуль «Школьныйурок» 3.Модуль 1. Модуль «Ключевые общественные дела» 2. Модуль 7 «Курсывнеурочнойдеятельности» «Детскиеобщественныеобъединения» 4.Модуль «Самоуправление» 3. Модуль «Правовое просвещение» 5. Модуль «Профориентация» 6.Модуль «Работасродителями» Инвариантные модули 3.1. Модуль «Классное руководство» Осуществляяработусклассом,классныйруководительорганизуетработусколлективомкласса;инд ивидуальнуюработусобучающимисявверенного ему класса; работу с учителямипредметниками в данном классе;работусродителямиобучающихся (законнымипредставителями). Воспитательнаяработапореализациимодуля Направлен ия работы Содержаниедеяте льности Работаскл асснымколлекти вом Изучениеособенн остейличностного развитияобучающихсякл асса Организация совместныхинтересных и полезных дел дляличностногоразвитияре бёнка Формыивидыдеятельности - наблюдение; изучение личных дел обучающихся, - собеседование сучителями– предметниками,медицинскимработ ником гимназии; - использование опросников, которые дают возможностьизучить мотивацию действий обучающихся, интересовконкретнойгруппыобучающ ихсяиликлассавцелом,уровеньтревож ности обучающихся класса. проведениеиндивидуальныхигрупповы хдиагностическихбесед. - совместное подведение итогов и планирования каждогомесяца (четверти, полугодия, года) по разнымнаправлениямдеятельности; формированиетрадицийвклассном коллективе:«Деньименинника», ежегодные осенний и зимние походы, концерты для мам, бабушек, пап т.п.; установлениепозитивныхотношенийсд ругимиклассными коллективами (через подготовку и проведение событийных мероприятий гимназии); -сборинформацииобувлечениях интересах обучающихсяи их родителей; -созданиеситуациивыбораи успеха. 8 Формирование и развитиеколлективаклас са -изучение обучающихся класса (потребности, интересы,склонности и другие личностные характеристики членовклассногоколлектива),с помощью наблюдения, игр; - проведение классныхчасов; -оформлениеклассного уголка. особенностей Индивидуальнаярабо -изучение развития та сличностного обучающимисякласса обучающихся класса -поддержка ребенка в -участие в жизни класса, гимназии; решении важных для него - участие в общественномдетском жизненных вопросов движении самоуправлении. Работа с учителями, преподающими в классе Контрольза Работа с обучающимися,испытывающими успеваемостью обучающихся трудности по отдельным предметам. класса Работа собучающимися,состоящими контрользасвободнымвремяпровождение на различных видах учёта (ГР м; СОП, СОП, -вовлечение обучающихся во внеурочную опекаемые,детиизприёмныхи деятельность и дополнительную неблагополучныхсемей и занятость; оказавшимися втруднойжизненной наделениеобщественнымипоручениямивк ситуации). лассе; -ежедневныйконтроль за поведением и успеваемостью,организациейдосуга,бесед ысродителями,актыпосещениянадому; осуществлениевзаимодействиясослужбам и профилактики; способствованиетрудоустройствуобучаю щихся, организованныйотдых во времяканикул; -взаимодействие с администрацией и учителями-предметниками по вопросам контроляиповышениярезультативностиуч ебной деятельностиобучающихсяиклассавцелом . Профилактическая работа с -Профилактические беседы, в том детьми и числе со специалистами гимназии. родителями(законнымипредст авителями). привлечениеучителейкучасти консультацииклассногоруководителясу ювнутриклассныхделах, чителямидающихпедагогамвозможност предметниками,направленныенаформи ь узнать и понять рованиеединствамненийитребованийпе 9 обучающихся; дагоговпоключевым вопросам воспитания, на предупреждение и -привлечение учителей к разрешение конфликтов между участию в родительских учителями и обучающимися; собраниях класса для объединенияусилийвделеобуч -проведениемини-педсоветов, енияивоспитаниядетей. методических объединенийнаправленныхнарешениек онкретныхпроблемкласса; Работа с (законными представителя ми) информированиеродителейо буспехахипроблемахдетей,о жизникласса -организацияродительскихсобраний; -организация консультаций; проведение работы в группах классов в социальных сетях,родительскихчатах. помощьродителямобучаю щихся(законным представителям) в регулированииотношений между участниками образовательного процесса. -педагогические ситуации на родительских собраниях; -индивидуальныеконсультации; -организация встреч с социальным педагогом, педагогомпсихологом, учителями-предметниками; -памяткидляродителей. -привлечениечленовсемей корганизации ипроведению мероприятий класса. Соуправлениеобразо вательной организацией в решениивопросов воспитания иобученияихобучающихся Педагогическоепрос вещение -создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организации; -привлечение родителей (законных представителей)ксотрудничествувинтер есах,обучающихсявцеляхформирования единыхподходовквоспитаниюисоздания наиболееблагоприятныхусловийдляразв итияличностикаждогоребенка; -содействие повышению педагогическойкомпетентности родителей (законныхпредставителей)путеморгани зациицелевыхмероприятий,оказаниякон сультативнойпомощи по вопросам обучения и воспитания, личностногоразвитиядетей. 10 Критерии результативности: 1. Работаскласснымколлективом - Количество участий в мероприятиях класса, гимназии, вне гимназии. 2.Индивидуальнаяработа с обучающимисякласса - Работа с обучающимися,состоящими на различных видах учёта (ГР СОП, СОП, опекаемые,детиизприёмныхинеблагополучныхсемей и оказавшимися втруднойжизненнойситуации). 3. Работа с учителями,преподающимивклассе -Количество консультаций классногоруководителясучителями-предметниками по вопросам воспитания 4. Работас(законнымипредставителями) - Количество родительскихсобраний, консультаций; -участие родителей (законных представителей в родительском просвещении). Координация деятельности классных руководителей осуществляется черезметодическоеобъединение классныхруководителей. Методическиеобъединенияклассныхруководителейструктурноеподразделениевнутришкольнойсистемыуправлениявоспитательнымпроцессом,коо рдинирующеенаучно - методическую и организационную работу классных руководителей, в которыхучатсяивоспитываются обучающиеся. Основныезадачиработыметодическогообъединенияклассныхруководителей: -повышать уровень профессионализма классного руководителя в сфере его педагогической компетенции; -создавать условия для развития и совершенствования педагогического мастерства каждого классного руководителя; -развивать информационную культуру классных руководителей; -осваивать классным руководителям новые подходы к оценке образовательныхдостиженийобучающихся; -обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий (в т.ч.внеурочнойдеятельности, классных часов); -систематически отслеживать работу по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта классных руководителей через систему научно-практических семинаров, методических дней, взаимопосещения уроков, конкурсов педагогического мастерства, участия в педагогических чтениях и конференциях; -организовывать информационно-методическую и практическую помощь классным Руководителям в воспитательной работе с обучающимися; -формировать у классных руководителей теоретическую и практическую базу для моделирования системы воспитания в классе; -оказывать помощь классным руководителям во владении новыми ипедагогическими технологиями воспитательного процесса; повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей; -создавать информационно-педагогический банк собственных достижений. 3.2. Модуль «Школьный урок» Реализация воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся и использование интерактивных форм занятий. Целевыеприоритеты Методыиприемы 11 Установлениедоверительных Поощрение,поддержка, похвала, отношениймеждуучителемиегоучениками просьбаучителя Побуждение обучающихся соблюдать Обсуждение правил общения со наурокеобщепринятыенормыповедения старшими(учителями) и сверстниками (школьниками),принципы учебнойдисциплиныисамоорганизации Привлечение внимания школьников Организация работы с получаемой на уроке кценностномуаспектуизучаемыхнаурокахявл социальнозначимойинформацией– ений инициирование, обсуждения,высказыванияобучающимисясобст венного мнения Использование воспитательныхвозможностей Демонстрация примеров ответственного, содержания учебногопредмета гражданскогоповедения,проявлениячеловеколю бияидобросердечности,черезподбортекстов,зада чи проблемныхситуаций; Применение на уроке интерактивных формработыобучающихся Интеллектуальныеигры,стимулирующиепознава тельнуюмотивациюшкольников; Дидактическийтеатр,гдеполученныенаурокезна нияобыгрываютсявтеатральныхпостановках; Дискуссии,которыедаютобучающимсявозможно стьприобрестиопытведенияконструктивногодиа лога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьниковкоманднойработе ивзаимодействиюсдругимидетьми, и др. Мотивацияэрудированных обучающихсянад Наставничество ихнеуспевающимиодноклассниками Инициирование и Реализация ими индивидуальных игрупповых поддержкаисследовательской исследовательских проектов, чтодаст деятельностиобучающихся школьникам возможность приобрестинавык самостоятельного решениятеоретической проблемы, навыкгенерирования и оформления собственныхидей, навык уважительного отношения кчужим идеям, оформленным в работахдругих исследователей, навык публичноговыступленияперед аудиторией Аргументированияиотстаиваниясвоейточки зрения. Критерии результативности 1.Отсутствие конфликтных ситуаций на уроке между старшими(учителями) и сверстниками (школьниками); 2. Соблюдение наурокеобщепринятыхнормповедения; 3. Участие обучающихся в исследовательской деятельности. Всеэтовпроцессеорганизации учебнойдеятельностиобеспечивает: -установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношенийсубъектовединойсовместнойдеятельности,обеспечиваемойобщимиактивнымиинте ллектуальнымиусилиями; -организацию на уроках активной деятельности обучающихся, в том числе поисковоисследовательской,наразныхуровняхпознавательнойсамостоятельности(вэтомизаключается 12 важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современногоурокаактивнаяпознавательная деятельностьдетей); -использованиевоспитательныхвозможностейпредметногосодержаниячерезподбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуацийдляобсуждения вклассе. Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Внеурочнаядеятельностьвобразовательнойорганизацииорганизуетсяпонаправлениямра звитияличности,определяемымобразовательнымстандартом:спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,общекультурное. Миссия гимназии состоит в вовлечении обучающихся в интересную и полезную для нихдеятельность, в предоставлении возможностей для самореализации, личностного развития ребенка, которая способствует его социализации, духовному, нравственному и физическому развитиюдля накопленияопытасоциальнозначимыхотношений. Поэтому в реализации внеурочнойдеятельности принимают участиевсепедагогическиеработники гимназии: классныеруководители, учителя – предметники, педагог-психолог, педагог-организатор. Но, координирующуюроль в классе выполняетклассныйруководитель,который всоответствиисосвоимифункциямии задачами: -взаимодействуетспедагогическимиработниками,атакжессоциальнопсихологическойслужбойгимназии; -организует в классе образовательный и воспитательный процесс, оптимальныйдляразвитияположительногопотенциалаличности обучающихсяврамкахдеятельностиобщешкольного (гимназического)коллектива; -организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллективакласса; -организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Воспитаниеназанятияхкурсоввнеурочнойдеятельности осуществляется через: -вовлечениеобучающихся винтереснуюиполезнуюдлянихдеятельность,котораяпредоставитимвозможностьсамореализов аться,приобрести социальнозначимыезнания,развитьвсебеважныедлясвоеголичностного развитиясоциально-значимыеотношения,получитьопытучастиявсоциально - значимых делах; -формирование в творческих объединениях, секциях, студиях, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общимипозитивнымиэмоциями идоверительнымиотношениямидругкдругу; -создание в детских объединениях традиций, задающих социально значимыеформы поведения; -поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженнойлидерскойпозициейиустановкойнасохранениеиподдержаниенакопленныхсоциаль но значимыхтрадиций; -поощрениепедагогамидетскихинициативидетскогосамоуправления. План внеурочной деятельности МАОУ «Гимназия №16» определяет структурунаправлений,формыорганизации,объемвнеурочнойдеятельностидля обучающихся на ступенях начального, основного и среднего общего образования с учетоминтересов обучающихсяивозможностей гимназии. Содержание занятийреализуетсячерезразнообразные формы:игры,спортивные соревнования, викторины, олимпиады, выставки, концерты, беседы, лекции и др, позволяющие эффективно раскрыть потенциал каждого ребенка, давая возможностьпопробоватьсвоисилывразличныхвидахдеятельности. Формыорганизациизанятий: курсы, секции,общественнополезнаяпрактика,школьныенаучные общества обучающихся и т.д. Результаты внеурочной деятельности прослеживаются в участии детей в школьных 13 олимпиадах, проектной деятельности, творческих конкурсах,выставках,соревнованиях. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках выбранныхобучающимися видовдеятельности. №п/ Вид деятельности Содержаниевида деятельности п 1 Познавательнаядея Курсывнеурочнойдеятельностиидопол нительногообразования, направленные тельность на передачу обучающим социальнозначимыхзнаний: -развивающихлюбознательность; позволяющихпривлечьвниманиекэкон омическим,политическим,экологическ им,гуманитарнымпроблемамобщества; формирующихгуманистическоемирово ззрение инаучнуюкартинумира. 2 3 4 Художественноетво Курсывнеурочнойдеятельностиидопол нительногообразования,создающиебл рчество агоприятныеусловиядлясамореализац ии обучающихся,направленные на: -раскрытие творческих способностей; -формированиечувствавкуса и умениеценитьпрекрасное; воспитаниеценностногоотношенияоб учающихся к культуре; -общеекультурно-нравственное развитие. Курсывнеурочнойдеятельностиидопол Проблемноценностноеобщение нительногообразования,направленные на: развитиекоммуникативныхкомпетенци йшкольников, - воспитание культуры общения, развитие уменийслушать и слышать других, -уважать мнение других иотстаиватьсвоесобственное,терпимоо тноситьсяк разнымвзглядам людей. Курсывнеурочнойдеятельностиидопол Туристскокраеведческаядеяте нительногообразования,направленные на: льность воспитаниеушкольниковлюбвиксвоем украю,егоистории,культуре,природе, -развитие самостоятельности иответственностишкольников,формир ование Курсывнеурочнойде ятельности - Я – исследователь, -Умники и умницы, -Хочу все знать, -Эрудит, -Основы учебноисследовательско й и проектной деятельности, -Видеостудия. - -Основы духовнонравственной культуры народов России, -Патриоты, -Познай себя, -Адрес – будущее. - Юный эколог. 14 -навыковсамообслуживающеготруда. Курсывнеурочной деятельности -Волейбол, Спортивнооздоровительнаяде дополнительногообразования,направле -Баскетбол, нныена: -ШБТ, ятельность -физическоеразвитиеобучающихся, Развитиеценностногоотношенияксвое муздоровью, -побуждениекздоровомуобразужизни, воспитаниесилыволи,ответственности. Критерии результативности: 1.Вовлеченность обучающихся класса во внеурочную деятельность; 2.Участие детей в олимпиадах, проектной деятельности, творческих конкурсах,выставках,соревнованиях и т. д. 5 3.4. Модуль «Самоуправление» Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил, может стать почти всемогущим». Д.Уэбстер Основнаяцельмодуля«Ученическоесамоуправление»вМАОУ «Гимназия №16» заключаетсявсоздании благоприятных педагогических, организационных, социальных условийдля самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность. Участиевсамоуправлении гимназии—этовозможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения,преодолетьтрудности,испытатьответственностьзасвоипоступки,освоитьобщественны й опыт, научиться сотрудничествуслюдьми. Структураученическогосамоуправлениягимназии имеетнесколькоуровнейиосуществляетсяследующимобразом. Направления деятельности Уровнисамоуправления Направленияработы Науровнеклассов: -изучениеинтересов обучающихся Классное ученическоесамоуправление класса,выявление творческого потенциала (Совет класса исполнительный каждогои в соответствии с этим органклассного ученического организациявсехвидоввоспитательнойдеятель самоуправления,создающийся с целью ности; планирования иорганизации и проведения дел классногоколлектива. деятельностьвыборныхоргановсамоуправления Задача классногосамоуправления ,отвечающихзаразличныенаправленияработы состоит в том, чтобыорганизовать такой класса; образ жизни в стенах класса, где всё – -деятельность ответственных для ученика и всё, чтоделается,– лиц,представляющихинтересыв исходитотученика). общешкольных делах и призванных координировать работу класса с работой Совета гимназистов. 15 Науровне гимназии: -деятельностьвыборногоСовета гимназистов; Гимназическое самоуправление -работа постоянно действующих центров по (Советгимназистов «Шанс»— направлениям исполнительныйоргангимназического деятельности,инициирующихиорганизующихп самоуправления,создающийсясцельюполуч роведениеличностнозначимыхсобытий(соревн ения обучающимися ований,конкурсов,фестивалей,флешмобовит.п. опытасамостоятельного ) общественного действия,который состоит из центровуправления:учебного,спортивного,к ультуры, трудового, центра права и порядка, прессцентра.НаэтомуровнечленыСовета активновзаимодействуютс кураторомученическогоактива,представите лями администрации гимназии, педагогического коллектива и родительской общественности. Критерии результативности: -Вовлечение и участие детейв деятельности самоуправления класса, гимназии. Совет гимназистов «Шанс» создан для учета мнения обучающихся по вопросамуправления образовательной организацией и принятия административныхрешений,затрагивающихихправаи законные интересы. Советгимназистов «Шанс»-исполнительныйоргангимназического самоуправления,создающийсясцельюполучения обучающимися опытасамостоятельного общественного действия,который состоит из центровуправления:учебного,спортивного,культуры, трудового, центра права и порядка, пресс-центра.НаэтомуровнечленыСовета активновзаимодействуютс кураторомученическогоактива,представителями администрации гимназии, педагогического коллектива и родительской общественности. Поддержка детского самоуправления помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а гимназистам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. «Дети должны сегодня участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны почувствовать себя гражданами своей школы» (Положение «О единой трудовой школе», 1918г.). 3.5. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает профессиональное просвещениеобучающихся;диагностику, консультирование, организациюпрофориентационныхпрактикипрофессиональныхпроб гимназистов. 16 Профессиональноепросве Профессиональнаядиагностик Профессиональноеконсультир щение(профинформация а ование ипрофпропаганда) Научно Изучение организованноеинформиров индивидуальныхпсихологичес аниеосодержании трудовой кихособенностей деятельности, различнымиспособами путяхприобретения (использованиеанкет, профессий,потребностях опросников,традиционных рынка труда,ознакомление с имодифицированных профессиями методикпосамоопределениюуч испециальностями,учрежден ащихся. иями,организациями, а такжетребованиях профессий киндивидуальнопсихологическимособенност ямличности. Непосредственная помощь обучающимся в выбореконкретной профессии наоснове изучения личности, еевозможностей и сопоставленияполученной информации стребованиями профессии дляобеспечения максимальногоучета объективных исубъективных условийпрофессиональноговыб ора. Задача совместной деятельности педагога и родителя — подготовить гимназиста косознанномувыборусвоейбудущейпрофессиональнойдеятельности.Создаваяпрофориентацион нозначимыепроблемныеситуации,формирующиеготовностьобучающихсяквыбору,педагогактуали зируетегопрофессиональноесамоопределение,позитивныйвзгляднатрудвпостиндустриальномми ре,охватывающийнетолькопрофессиональную,нои внепрофессиональнуюсоставляющиетакой деятельности. Профориентационная работа в гимназии осуществляется: На внешкольномуровне: участиеобучающихсявоткрытыхвсероссийскихурокахПроеКТОриЯ,всероссийскомпроектеранн ейпрофессиональнойориентациишкольников«Билетвбудущее», «Большая перемена», движенииWorldskills(«Молодыепрофессионалы»),профориентационныхмероприятияхнаплатфо рмеПрофВыборидр.), во Всероссийскойобразовательнойакции«УрокЦифры»; -проведение экскурсий на предприятия города (завод«Металлист», МБУ «Кунгурская городская служба спасения»,Пожарная часть № 143 ФГКУ «13 ОФПС Пермского края», Межмуниципальный отдел МВД России «Кунгурский», ОАО «Молкомбинат «Кунгурский», ООО «Мясокомбинат «Кунгурский», ОАО «Кунгурский хлебокомбинат», и др.); -организация экскурсийвВУЗыиССУзыПермского края, г.Перми,посещениеДнейоткрытыхдверей; -посещениеЯрмарокпрофессийдляобучающихся,профориентационныхвыставоки мастерклассов; -прохождениепрофориентационногоонлайн-тестирования на онлайн- платформе, Науровне гимназии: -освоение обучающимися основ профессии в рамках курса внеурочной деятельности «Познай себя», «Адрес —будущее»для 9 и 10 классов, включенного в основную образовательную программугимназии; -профориентационные мероприятия на платформе «ПрофВыбор (5-11классы); -профориентационная игра «Фестиваль профессий» (1-11классы). Науровнеклассов: -встречи с представителями профессий (родителями, выпускниками школы, 17 приглашенными гостями); -классныечасы,игры,викториныпрофориентационнойнаправленности; вовлечениеиучастиешкольныхклассоввреализациимероприятийпрофориентационнойнаправлен ности. Наиндивидуальномуровне: - консультации педагога-психологаповыявлению индивидуальных способностей; -ознакомление с особенностями профессий в рамках курсов,включенныхвосновнуюобразовательнуюпрограмму. Важнымзвеномвпрофориентацииявляетсяработасродителями. Родителиобычнопринимаютактивноеучастиевопределениижизненныхи профессиональныхплановсвоих детей.Вместестем,вопросывыбора профессии, определенияпутейобразованияпредставляеттруднуюзадачукак для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). Вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования обучающихся с учетомтребованийсовременногорынка труда поднимаются народительских собраниях,классныхчасах в9-х, 11-х классах и во время индивидуальных консультаций. Критерии результативности: участиеобучающихсявоткрытыхвсероссийскихурокахПроеКТОриЯ,всероссийскомпроектеранн ейпрофессиональнойориентациишкольников«Билетвбудущее», «Большая перемена»,движенииWorldskills(«Молодыепрофессионалы»),профориентационныхмероприятия хнаплатформеПрофВыборидр.), во Всероссийскойобразовательнойакции«УрокЦифры»; -организация и посещение экскурсий на предприятия города, Ярмарке профессийдля обучающихся; -участие в конкурсах профориентационной направленности (вне гимназии, в гимназии). 3.6. Модуль «Работа с родителями» Работасродителями(законнымипредставителями)обучающихся проводится с целью привлечения к совместной деятельности, установленияпартнёрскихотношений, формированияиразвитияпсихологопедагогическойкомпетентностиродительскойобщественности . Главными задачами модуля являются оказание помощи семье ввоспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейноговоспитания,организациядосугасемьи. Системаработысродителями выстраивается нарешении следующихзадач: -Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знанийпообщимиконкретнымвопросамвоспитанияребёнкавсемьеи гимназии. -Вовлечениеродителейвсовместнуюсдетьмиипедагогамиучебнопознавательную,культурно-досуговую,общественно-полезнуюиспортивнооздоровительную деятельность. -Презентация положительного семейного опыта, организация семейных мастерскихи родительскоголектория. -Совершенствование форм взаимодействия гимназия — семья (пропаганда психологопедагогическихзнаний,дифференцированнаяииндивидуальнаяпомощьродителям). -ПомощьродителямидетямсОВЗ(изучениесемейиусловийсемейноговоспитания) Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется врамкахследующихнаправлений: 18 Формы деятельност и Нагрупповом уровне Наиндивидуа льномуровне Содержание и виды деятельности Участие родителей в Управлениигимназии Вовлечениеродителей(зако нныхпредставителей) обучающихся в образовательный процесс Повышение психолого– педагогическойкомпетент ности родителей (законных представителей) обучающихся Формы деятельности Родительский Совет «Лига». Родительские собрания -Общешкольные родительские собрания, -Интернет-собрания, -Всероссийские родительские конференции и др. -Работа специалистов в решении острыхконфликтных ситуаций; -Участие родителей в педагогических консилиумах, советахпрофилактики, связанных с обучением и воспитанием; Помощьсостороныродителейвподготовкеипрове денииобщешкольныхивнутриклассныхмероприя тийвоспитательнойнаправленности; -Индивидуальные консультации родителей (законныхпредставителей); -Помощь со стороны родителей в подготовке и проведенииобщешкольныхивнутриклассныхмеро приятийвоспитательнойнаправленности; -Информированиеродителей (законных представителей) обучающихсяпосредством электронной системы «ЭПОС»; Посещениесемьи(индивидуальнаяработапедаго гасродителями,знакомство сусловиями жизни). Критерии результативности: -участие родителей в мероприятиях гимназии, класса; -посещениесемьи(индивидуальнаяработапедагогасродителями,знакомство сусловиями жизни); -индивидуальные консультации родителей (законныхпредставителей) обучающихся, состоящих на профилактических учетах (ГР СОП, СОП, учетах в ОДН). Потенциалсемьи в образовательномпроцесседолженбытьактивнозадействован.Родителиобучающихся должны быть не только информированы о ходе учебного процесса,но и участвовать в нем, поддерживая гимназистов в реализации творческих индивидуальныхпроектов. 19 Вариативныемодули 3.7. Модуль «Традиционные событийные мероприятия» Важным средством воспитания в МАОУ «Гимназия №16» являются традиции,которые нетолькоформируютобщие интересы,ноипридают гимназии то особое и неповторимое, что отличает ее от других образовательныхорганизацийитемсамымсплачиваетколлектив,обогащаяего жизнь. В гимназии используются следующие направления работы. Содержание и виды Формы деятельности Направления деятельности работы Благотворительные -Благотворительная акция «Собери Вне проекты(региональные, краевые, ребенка в школу», гимназии городские): -Благотворительная акция «Белый цветок», -Рождественский благотворительный марафон «Подари надежду», г. Кунгур. - Ежегодная Всероссийская Акция «Дни Экологическое направление защиты от экологической опасности» с 15 апреля по 15 сентября, - Ежегодная экологической акции по сбору батареек в школах (октябряноябрь), - Осенняя акция «Живи лес!», - Акция «Дети вместо цветов». -Международная Акция «Читаем детям о Патриотическое направление войне», Патриотическаяакция«Бессмертныйполк», -Всероссийская акция#ОКНА_ПОБЕДЫ, -Акция «Рисуем Победу», -Всероссийская информационно – агитационная акция «Есть такая профессия – Родину защищать», - Участие в международном проекте «Единый час духовности «Голубь мира», - Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности», - День русского языка, -День славянской письменности, -День родного языка, -Всероссийские тематические диктанты (тотальный, географический диктант и др.). -Трудовой отряд в рамках летней Трудовое направление кампании; -Участие в городских субботниках. 20 Науровне гимназии На уровне классов Ежегодные события, включающие в себя комплекс коллективных Общешкольныеторжественныелинейки; творческих дел: -праздники; -День знаний «Здравствуй, -концерты; гимназия»; - акции; -День здоровья; - проекты. -Ярмарка «Осенняя фантазия»; -День пожилого человека. Праздничное поздравление для ветеранов-учителей гимназии; -Праздничный концерт «День учителя- день признания»; -Фестиваль «Радуга талантов»; -Мероприятия, посвященные Дню матери (по классам); -Благотворительная ярмарка творческих мастерских; -Новогодние представления «Чудеса в новогоднюю ночь»; -Праздник букваря для первоклассников; -Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»; -Торжественная линейка, посвященная Блокаде Ленинграда; -Конкурс «Один день в Армии» (811классы); -Смотр строя и песни, посвященный 23 февраля; -Торжественная линейка для обучающихся и учителей, посвященная 23 февраля; -Праздничный концерт, посвященный Дню 8 Марта; -Битва хоров. Песни военных лет; -Конкурс чтецов «Поэзия Победы»; -Митинг, посвящённый Дню Победы; -Праздник последнего звонка «Школьные годы чудесные»; -Торжественное мероприятие «За честь гимназии»; -Вручение аттестатов выпускникам 9-х и 11 классов. -участие классов в событийных - оформление классного уголка; мероприятиях гимназии; -классные часы в рамках празднования памятных дат в соответствии с ежегодным -организация и проведение календарем образовательных событий, событийных мероприятий класса. приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и 21 культуры; -классные праздники. Критерии результативности: -участие обучающихся класса в мероприятиях вне гимназии, на разных уровнях (региональные, краевые, городские, Всероссийские, Международные и т.д.); -участие классов в событийных мероприятиях гимназии; -количество проведенных мероприятий в классах. 3.8. Модуль«Детскиеобщественныеобъединения» Детскиеобщественныеобъединения – этодобровольное,самоуправляемое,некоммерческоеформирование,созданноепоинициативедете йивзрослых,объединившихсянаосновеобщностиинтересовдляреализации общих целей. Его правовойосновойявляетсяФЗот19.05.1995N82-ФЗ(ред. от20.12.2017)"Обобщественныхобъединениях"(ст.5). Вовлечение в детские общественные объединения способствует развитию социализации и самореализации обучающихся. Названиедетскойобществ Функции Формыдеятельности енной организации ОтделениеОбщероссийско -вовлечение обучающихся -соревнования; йобщественноиприемвРДШ; --конкурсы; государственнойдетско-активизация работыпрофильных -фестивали; юношескойорганизации отрядов и ихСоветовпо занятостив -праздники; — свободное время (юныеинспектора -флешмобы; РоссийскогоДвиженияШко дорожногодвижения,волонтеры) -челленджи; льников(РДШ) -организация и ведениешкольного -проекты. учета членовРДШ иихучастие в мероприятиях; -организация мероприятий иих анализ по направлениямдеятельностиРДШ; -организацияпроведения Всероссийскихднейединых действий; -привлечение обучающихся,членовРДШ вучастии в научно-практических конференциях, предметныхолимпиадах инеделях, спортивных соревнованиях итворческих конкурсах; -участиеворганизации содружества с социальнымипартнерами; -участиевобсуждении Кандидатурнанаграждение; -организация участияпрофильных смен во времяканикулвочноми дистанционномформате. Юнармейскийотряд -физическаяистроевая «Жизнь»Всероссийскогово привлечениеобучающихсяквступлени подготовка; енноюв «Юнармию»; -уроки Мужества; патриотическогообществен -организацииипроведенийвоенно-патриотическиевикторины; ногодвижения патриотическихигр,олимпиад,конкур -экскурсии. 22 «Юнармия» сов,ВахтПамяти; -участиевсоревнованияхповоенноприкладным видам спорта, -юнармейскаяпомощьветеранам черезволонтерскуюдеятельность; -организация и участие во Всероссийских акциях через группы в социальных сетях; -представление юнармейцев к награждению. Детский общественный -выборы членов в Детский -консультационная правовая Совет при общественный Совет при помощь обучающимся. Уполномоченном по Уполномоченном по правам ребенка правам ребенка в в Пермском крае, Пермском крае -участие в форумах, мероприятиях, конкурсах различного уровня. Школьныйспортивныйк -закрепление -участие в луб «Новая волна» исовершенствованиеумени Спортивныхсоревнованиях йинавыков, полученных на и урокахфизической культуры, мероприятияхразличногоуро -формирование жизненно вня; необходимых физическихкачеств; -сдача норм ГТО; - ПодготовкичленовКлубаквыполне нию проведениефизкультурныхп нормативовВсероссийскогофизкульту раздников. рно-спортивного комплексаГТО; -участие в городских соревнованиях. Школьная служба -решение конфликтных -тренинговые занятия; примирения ситуаций; -проведение занятий - примирительныепрограммы; в классах лидерами ШСП; -профилактика буллинга в школьной -участие в конкурсах; среде. -примирительные встречи; -использование восстановительных технологий; -школьные конференции. Добровольная дружина -углубленное изучение Правил юных пожарных безопасности жизни, проведение,разъяснительной работы, волонтерскаяработапопропагандебезо созданиенагляднойагитации пасности жизни в гимназии,детском ит.д. саду; -проведение и участие в - овладениеметодамипредупреждения акциях в гимназии; пожаров инавыкамиоказания первой -участие в конкурсах на доврачебной разных уровнях. помощипострадавшимпри пожарах; - участиевконкурсах, а к ц и я х . 23 Отряд - -углубленное изучение ЮныхИнспекто Правилдорожного проведение,разъяснительной ровДвижения(ЮИД) движения,знакомствосоперативно- работы, техническими средствами созданиенагляднойагитации регулирования дорожногодвижения; ит.д. -проведение и участие в волонтерскаяработапопропагандеПра акциях в гимназии; вилдорожногодвижениявшколах,детс -участие в конкурсах на кихсадах, разных уровнях. учрежденияхдополнительного образования детей; - овладениеметодамипредупреждения дорожнотранспортноготравматизмаинавыкам иоказанияпервойдоврачебной помощипострадавшимпридорожнотранспортныхпроисшествиях; участиевконкурсах,а к ц и я х , рейдахсинспекторамиГИБДД. Критерии результативности: -80% вовлеченности обучающихся класса вдетскиеобщественныеобъединения; -100% вовлеченности обучающихся вдетскиеобщественныеобъединения, состоящих на внутриведомственном, ведомственном учете несовершеннолетних СОП, ГР СОП; -результативность (Количество проведенных мероприятий. Участие в конкурсах, акциях, флешмобах, соревнованиях и др. на разных уровнях. Количество дипломов, грамот и т.д.). 3.9. Модуль «Правовое просвещение» Формы Содержание и виды деятельност деятельности и обучающихся На групповом Научить грамотно ориентироваться уровне в правовом пространстве, Сформировать навыки законопослушного гражданина. Формирование у На обучающихся уважение к индивидуаль закону как средству ном уровне созидания, предотвращения хаоса, беспорядков и конфликтов. Работа с Повышение правовойкомпетентности родителями родителей (законных представителей) обучающихся. Формы деятельности -классные часы, -курсы внеурочной деятельности «Основы политологии», -Всероссийский урок поправовому просвещению, - беседы, - участие в мероприятиях, конкурсах. -Работа специалистов в решении острых конфликтных ситуаций; -Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) и обучающихся; -Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни). -беседы с обучающимися, -участие в мероприятиях, конкурсах. -Общешкольные родительские собрания, -Интернет-собрания, -Всероссийские родительские конференции и др. 24 Повышение Работа со структурами правовойкомпетентности - встречи с сотрудниками правоохранительных органов МО МВД «Кунгурский» и прокуратуры, - встречи с сотрудниками КДН и ЗП ГО. Критерии результативности: -индивидуальные консультации родителей (законных представителей) и обучающихся по правовому просвещению Работа объединений в гимназии дает обучающимся возможность получить социально значимыйопытгражданскогоповедения,получитьважныйдляихличностногоразвитияопытосущес твления дел, направленных на помощь другим людям, своей гимназии, обществу вцелом;развитьвсебетакиекачествакаквнимание,забота,уважение,умениесопереживать,умениео бщаться, слушатьислышатьдругих. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СамоанализвоспитательнойработывМАОУ «Гимназия №16» проводится с целью выявления основных проблем воспитания ипоследующегоихрешения.Основнымипринципами,наосновекоторыхосуществляетсясамоана лизвоспитательной работывгимназии,являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Самоанализв МАОУ «Гимназия №16» осуществляетсяпоследующимнаправлениям: 1.Результатывоспитания, социализации саморазвитияобучающихся. При анализе воспитательной работы в гимназии выявлены ПРОБЛЕММЫ: 1.Проблема кадрового обеспечения. 2. Загруженность классных руководителей отчетами и учебной нагрузкой. 3.Низкий уровень мотивации обучающихся к учебной, внеурочной деятельности и дополнительному образованию. 4. Низкий уровень профессионального самоопределения обучающихся. 5. Недостаточно развито самоуправление. 6. За последние годы наблюдается снижение активности родителей (законных представителей) 2.Состояниеорганизуемойв совместнойдеятельностиобучающихсяивзрослых. № п/ п Направление Критер ии гимназии Способ получения информац ии Ответст венные Оценочн ый инструм етарий 25 1 Результатывоспитания, социализации саморазвитияобучающихся. 2 Состояниеорганизуемойв гимназии совместнойдеятельностиобуч ающихсяивзрослых. Динам ика личнос тного развит ия обучаю щихся каждог о класса Наличи е интере сной, событи йно насыщ енной и личнос тно развива ющей совмес тной деятель ности обучаю щихся и взросл ых Педагогич еское наблюден ие Классн ые руковод ители, замести тель директо ра Методи ки Беседы с Замести Анкеты обучающи тель (опросы мися, директо ) для родителям ра, обучаю и Классн щихся, (законным ые родител и руковод ей представи ители, (законн телями), Родител ых педагогич и представ ескими ителей работника ми, лидерами класса и гимназии (результат ы качества по критериям результат ивности) При организации системы воспитательной работы необходимо уделить особое внимание эффективности воспитательного воздействия, его конечному результату. В ходе реализации программы планируем достичь следующие результаты: 1.Повысить уровень мотивации обучающихся к учебной, внеурочной деятельности и дополнительному образованию. 2.Уровень профессионального самоопределения обучающихся. 3.Увеличить активность родителей. 4. Увеличить охват обучающихся в органах самоуправления до 30%. 5. Увеличить охват обучающихся дополнительным образованием до 75%. 6. Вовлечь обучающихся, состоящих на внутриведомственном, ведомственном учете несовершеннолетних ГР СОП, СОП в детские общественные объединения гимназии до 100%. Данные результаты планируются достичь через реализацию 8 представленных модулей в программе, которые могут корректироваться и дополняться. Школьные объединения, помогут обучающимся самореализоваться, достичь успеха. Наша программа позволит выпустить культурного, воспитанного гражданина, любящего свою Родину. 26 27