Математика и конструирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика и конструирование»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Примерной основной образовательной программы
начального

общего

образования,

авторской

программы

«Математика

и

конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчѐлкиной

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА И
КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Программа

позволяет

реализовать

актуальные

в

настоящее

время

компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для

организации

исследовательской

вузах, колледжах, техникумах и т.д.

деятельности

в

научно

-

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного

образования

как

механизма полноты

и

целостности образования в целом; развития индивидуальности каждого ребѐнка в
процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность

организации

учебно-

воспитательного

процесса;

раскрытие

способностей и поддержка одарѐнности детей.
В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать
углубленному

математическому

использовать

математические

развитию
знания

обучающихся;

для

описания

развитию
и

умений

моделирования

пространственных отношений; формированию способности к продолжительной
умственной деятельности и интереса к умственному труду; развитию элементов
логического

и

конструкторского

мышления,

стремлению

использовать

математические знания в повседневной жизни.
Основными положениями содержания и структуры курса являются:

 преемственность с действующим в настоящее время курсом математики в

начальных классах, который обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение
решать текстовые задачи и т.д.,
 курсом трудового обучения, особенно в той его части, которая обеспечивает

формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами, в
том числе с бумагой, картоном, тканью, пластилином, проволокой, а также
формирование

элементов

технического

мышления

при

работе

с

металлоконструктором;
 усиление геометрической линии начального курса математики, обеспечивающей

развитие пространственных представлений и воображения учащихся и включающей
в себя на уровне практических действий изучение основных линейных, плоскостных
и некоторых пространственных геометрических фигур, и формирование на этой
основе базы и элементов конструкторского мышления и конструкторских умений;
 усиление

графической

линии

действующего

курса

трудового

обучения,

обеспечивающей умения изобразить на бумаге сконструированную модель и,
наоборот, по чертежу собрать объект, изменить его в соответствии с изменениями,
внесѐнными в чертѐж, - всѐ это призвано обеспечить графическую грамотность
учащихся начальных классов;
 привлечение дополнительного материала из математики и трудового обучения,

который связан с идеей интеграции курса и обеспечивает формирование новых
умений и знаний, важных для нового курса. Это, например, представления об
округлении чисел, о точности измерений и построений.
Курс «Математика и
учебный

конструирование» дает возможность дополнить

предмет «математика» практической конструкторской деятельностью

учащихся.
Изучение курса

предполагает органическое единство мыслительной и

практической деятельности учащихся во всѐм многообразии их взаимного влияния и
дополнения одного вида деятельности другим; мыслительная деятельность и
полученные математические знания создают основу, базу для овладения курсом, а

специально организованная конструкторско-практическая деятельность, в свою
очередь, не только обуславливает формирование элементов конструкторского и
технического мышления, конструкторских и технических умений, но и способствует
актуализации и закреплению в ходе практического использования математических
знаний, умений, повышает уровень осознанности изученного математического
материала,

создаѐт

условия

для

развития

логического

мышления

и

пространственных представлений учащихся.
Специфика целей и содержания курса «Математика и конструирование»
определяет и своеобразие методики его изучения, форм и приѐмов организации
уроков. Одновременно с изучением арифметического и геометрического материала
и в единстве с ним выстраивается система задач и заданий конструкторского
характера, расположенных в порядке нарастания трудностей и постепенного
обогащения новыми элементами по моделированию и конструированию, основой
освоения которых является практическая деятельность детей; предполагается
поэтапное

формирование

навыков

самостоятельного

выполнения

заданий,

включающих не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно
некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера;
создаются условия для формирования навыков контроля и самоконтроля в ходе
выполнения заданий.
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учѐтом
запросов будущего:
1. Принцип

деятельности включает ребѐнка в учебно - познавательную

деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно

связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к
традиционной системе. Здесь речь идѐт и о личностном отношении учащихся к
полученным знаниям и умении применять их в своей практической
деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями

обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить

ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан
усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности

всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на
уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они
чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед
учителем, не должно быть подавления личности ребѐнка.
6. Принцип

вариативности

предполагает

развитие

у

детей

вариативного

мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи
и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип
снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а
как сигнал для еѐ исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию

на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими
собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребѐнка - процесс, в котором взаимосвязаны и

взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию.
Необходима системная работа по развитию ребѐнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Адекватность требований и нагрузок.
11. Постепенность.
12. Индивидуализация темпа работы.
13. Повторность материала.

Изучение геометрического материала идѐт на уровне представлений, а за
основу изложения учебного материала берѐтся наглядность и практическая
деятельность учащихся.
Элементы конструкторско-практической деятельности учеников равномерно
распределяется за весь курс, и включаются в каждое занятие курса «Математика и

конструирование», причѐм задания этого плана органично увязываются с
изучением

арифметического

и

геометрического

материала.

Так,

при

конструировании различных объектов (цифр, букв, геометрических фигур и т.п.) из
различных палочек, кусков проволоки, из моделей геометрических фигур или их
частей отсчитывают нужное число элементов, увеличивают (уменьшают) их на
заданное число штук (или в заданное число раз), подсчитывают результат и т.д.
Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению формы и взаимного
расположения геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Так, учащиеся
конструируют из моделей линейных и плоскостных геометрических фигур
различные объекты, при этом уровень сложности учебных заданий такого вида
постоянно растѐт, и подводятся к возможности использования этих моделей не
только для конструирования на плоскости, но и в пространстве, в частности для
изготовления многогранников (пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб) и
их каркасов.
Работа по изготовлению моделей геометрических фигур и композиций из них
сопровождается вычерчиванием промежуточных или конечных результатов,
учащиеся подводятся к пониманию роли и значения чертежа в конструкторской
деятельности, у них формируются умения выполнять чертѐж, читать его, вносить
дополнения и др.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА И
КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Основная цель учебного предмета «Математика и конструирование» в
начальных классах состоит не только в том, чтобы обеспечить математическую
грамотность учащихся (т.е. научить их счѐту ), но и в том, чтобы сформировать
элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских
умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.
Задачи:
1) расширение

математических,

в

частности

геометрических,

знаний

и

представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного

воображения детей;
2) формирование

у

детей

графической

грамотности

и

совершенствование

практических действий с чертѐжными инструментами;
3) овладение обучающимися различными способами моделирования, развитие

элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более
разнообразной практической деятельности младших школьников.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознаѐтся всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного

типа,

методы

проектно-исследовательской

деятельности

определены как одно из условий реализации основной образовательной программы
начального

общего

образования.

Современные

развивающие

программы

начального образования включают проектную деятельность в содержание
различных курсов и внеурочной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА И
КОНСТРУИРОВАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации на ступени начального
общего образования предмет «Математика и конструирование» является частью,
формируемой участниками
учебного

времени

отношений,

общий

объѐм

предмета «Математика и конструирование 34 ч - во 2-3

классах (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2 КЛАСС

образовательных

Основное содержание обучения в программе по учебному предмету «Математика
и

конструирование»

геометрические

представлено

разделами:

«Простейшие

фигуры»,

«Окружность. Круг», «Конструктор и техническое моделирование».
Простейшие геометрические фигуры.
Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью чертѐжного
треугольника. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам. Прямоугольник
(квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение
прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Треугольник. Соотношение сторон треугольника.
Окружность. Круг.
Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение
вписанного в окружность,

окружности,

прямоугольника,

описанной около

прямоугольника (квадрата). Деление фигур на части и составление фигур из
частей. Преобразование фигур по заданным условиям.
Конструктор и техническое моделирование.
Изготовление моделей прямоугольного треугольника, прямоугольника (квадрата)
путѐм

сгибания

противоположных

бумаги.
сторон

Практическая

работа

по

выявлению

прямоугольника; построение

равенства

прямоугольника на

нелинованной бумаге с использованием равенства его противоположных сторон с
помощью чертѐжного треугольника и линейки. Линии разных типов: основная
(изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная),
штрихпунктирная

(обозначение

линий

сгиба).

Технологическая

карта.

Изготовление по технологической карте изделий (пакет для мелких предметов).
Технологический рисунок. Изготовление изделий по технологическому рисунку
(подставка для кисточки).
Изготовление модели круга. Кольцо, составление технологической карты для его

изготовления. Изготовление изделий на базе кругов (ребристые шары).
Изготовление по чертежу изделий и аппликаций (закладка для книги, аппликация
«Цыплѐнок»). Оригами. Изготовление способом оригами изделий («Воздушный
змей», «Щенок», «Жук»).
Изготовление по чертежу

аппликаций

технических машин («Трактор с

тележкой», «Экскаватор»).
Работа с набором «Конструктор». Ознакомление с видами деталей: их названием,
назначением, способами сборки, способами крепления и рабочими инструментами.
Организация рабочего места и правила безопасной работы при работе с набором
«Конструктор». Виды соединений: простое, жѐсткое, внахлѐстку двумя болтами,
шарнирное.
Сборка

из

деталей

набора

«Конструктор»

различных

изделий:

моделей

геометрических фигур, моделей дорожных знаков, игрушек «Петрушка»,
«Настольная лампа» и др. Изготовление моделей двухколѐсной тележки и
аптекарских весов. Разборка изготовленных изделий.
3 КЛАСС
Основное содержание обучения в программе «Математика и конструирование»
представлено разделами: «Геометрическая составляющая», «Конструирование» и
«Техническое моделирование и конструирование».
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без
делений. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный,
равносторонний.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Построение треугольника по трѐм сторонам с использованием циркуля и линейки
без делений. Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды:
грани, ребра, вершины. Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника

(квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его
диагоналей. Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь
прямоугольного треугольника.
Деление окружности на 2, 4,-8. равных
частей. Деление окружности на 3, 6, 12
равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без
делений. Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование.
Изготовление моделей треугольников различных видов.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами:
склеиванием из развѐртки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из
четырѐх равносторонних треугольников.
Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной
полосы, состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.
Изготовление композиции «Яхты в море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.
Изготовление модели часов.
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.
Техническое моделирование и конструирование.
Транспортирующие машины: их особенности и назначение.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по
рисункам аппликаций («Паровоз»).
Изготовление из деталей набора «Конструктор»
крана и модели транспортѐра.

модели подъѐмного

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
МАТЕМАТИКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным

ситуациям, для развития общей культуры человека;
2) развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и

доказывать или опровергать их;
3) применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять

способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать
личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий
результат;
4) осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
5) применять математику для решения практических задач в повседневной жизни,

в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста,
взрослым и пожилым людям;
6) работать

в ситуациях, расширяющих опыт применения математических

отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному
труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение
преодолевать трудности;
7) оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности

применения математики для рационального и эффективного решения учебных
и жизненных проблем;
8) оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения

трудностей;
9) стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться

разнообразными информационными средствами для решения предложенных и
самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
2) ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,

указывающие направление движения;
3) проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
4) выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков,

5)

спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей;

6)
7)

определять место заданной детали в конструкции;

8)

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в

соответствии с заданным контуром конструкции;
9)

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным

условием;
10)

объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном

условии;
11)

анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

12)

моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока,

пластилин и др.) и из развѐрток;
13)

осуществлять

развѐрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
1) Пространственные представления.
2) Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз», маршрут передвижения, точка

начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения.
3) Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на

листе в клетку).
4) Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

5) Решение разных видов задач; воспроизведение способа решения задачи; выбор

наиболее эффективных способов решения.
6) Геометрические узоры; закономерности в узорах; симметрия; фигуры, имеющие

одну и несколько осей симметрии.
7) Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны,

уголки, спички); части фигуры; место заданной фигуры в конструкции;
расположение деталей; выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции, поиск нескольких возможных вариантов решения; составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу.
8) Разрезание и составление фигур; деление заданной фигуры на равные по площади

части.
9) Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
10) Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
11) Распознавание

(нахождение)

окружности

на

орнаменте;

составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
12) Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб, моделирование из

проволоки, создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечѐнный конус, усечѐнная пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр.

3 КЛАСС
1) Решение разных видов задач, воспроизведение способа решения задачи, выбор

наиболее эффективных способов решения.
2) Расширить свой математический кругозор.
3) Пополнить свои математические знания.
4) Научиться работать с дополнительной литературой.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС

№

Количество часов

Наименование разделов и тем программы

п/п

всего

Электронные

контроль

практическ

(цифровые)

ные

ие работы

образовательные
ресурсы

работы
1

Повторение геометрического материала.
Изготовление изделий в технике оригами.

2

2

0

0

1

0

0

Треугольник. Соотношение длин сторон
треугольника

3 Прямоугольник.

Свойство

противоположных

http://school-collection.edu.ru

http://school-collection.edu.ru

http://school-collection.edu.ru

сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника
и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их
свойства. Построение прямоугольника на

5

0

0

2

0

0

1

0

0

нелинованной бумаге с помощью чертѐжного
треугольника
4 Середина отрезка
5

Построение отрезка, равного данному, с помощью
циркуля.

http://school-collection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

6

Практические работы: «Изготовление пакета для
хранения

счѐтных

палочек»,

«Изготовление

подставки для кисточки». Преобразование фигур по

http://school3

0

0

collection.edu.ru

заданному правилу и по воображению
7 Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр
окружности (круга). Построение прямоугольника,

http://school-collection.edu.ru
5

0

0

3

0

0

1

0

0

вписанного в окружность
8

Практические работы: «Изготовление ребристого
шара», «Изготовление аппликации «Цыплѐнок»

9

Деление окружности на 6 равных частей.
Вычерчивание «розеток»

collection.edu.ru /

10 Чертѐж. Технологическая карта. Составление плана
действий по технологической карте (как вырезать

http://school-

http://school-collection.edu.ru

http://school-collection.edu.ru
2

0

0

кольцо)
11

Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком
будущего изделия. Изготовление чертежа по

http://school-collection.edu.ru
2

0

0

2

0

0

http://school-collection.edu.ru

2

0

0

http://school-collection.edu.ru

3

1

2

http://school-collection.edu.ru

рисунку изделия
12 Изготовление по чертежу аппликаций
13

Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук»

14 Работа с набором «Конструктор». Конструирование
различных предметов с использованием деталей

набора «Конструктор».
Усовершенствование изготовленных изделий
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

2

3 КЛАСС

№

Количество часов

Наименование разделов и тем программы

п/п

всего

1 Повторение геометрического материала: отрезок,
ломаная, многоугольник.
2 Треугольник. Виды треугольников. Конструирование
моделей различных треугольников.

Электронные (цифровые)

контрольн практически образовательные ресурсы
ые работы

е работы

2

0

0

4

0

0

http://school- collection.edu.ru
/

3 Правильная треугольная пирамида. Периметр
многоугольника, в том числе прямоугольника

http://school- collection.edu.ru

http://school- collection.edu.ru
3

0

0

(квадрата)
4

Построение прямоугольника и квадрата на
нелинованной бумаге с использованием свойств его

http://school- collection.edu.ru
4

0

0

5

0

0

диагоналей.
5

Технологический рисунок

http://school- collection.edu.ru

6 Изготовление по технологическому рисунку
композиции «Яхты в море
7

2

0

0

Площадь. Единицы площади. Площадь
прямоугольника (квадрата), различных фигур,

http://school- collection.edu.ru

http://school- collection.edu.ru
2

0

0

3

0

0

2

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

составленных из прямо угольников и квадратов.
8 Разметка окружности. Деление окружности (круга) на
2, 4, 8 равных частей.
9 Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Изготовление модели часов.
10 Взаимное расположение окружностей на плоскости
11 Деление отрезка пополам без определения его длины
(с использованием циркуля и линейки без делений)
12 Получение практическим способом треугольника,
вписанного в окружность (круг)

http://school- collection.edu.ru
/

13 Изготовление аппликации «Паровоз», геометрической
игры «Танграм» и аппликаций фигур из частей игры

http://school- collection.edu.ru

http://school- collection.edu.ru
http://school- collection.edu.ru

http://school- collection.edu.ru

http://school- collection.edu.ru
1

0

0

1

0

1

2

1

0

«Танграм»
14 Оригами. Изготовление изделия «Лебедь»
15 Техническое конструирование из деталей набора
«Конструктор». Изготовление по приведѐнным

http://school- collection.edu.ru
http://school- collection.edu.ru

рисункам моделей «Подъѐмный кран» и
«Транспортѐр»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Тема урока

Количество часов

Электронные
цифровые

№
п/

Всего

п

Контрольные Практические образовательны
работы

работы

е
ресурсы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.

Повторение геометрического материала: отрезок, угол,
ломаная, прямоугольник, квадрат.
Практическая работа. Изготовление изделий в технике
оригами - «Воздушный змей».
Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника.
Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление
модели складного метра».
Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Диагонали прямоугольника и их свойства.
Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

РЭШ
https://resh.edu.ru/

РЭШ
https://resh.edu.ru/

РЭШ
https://resh.edu.ru/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
РЭШ
https://resh.edu.ru/

помощью чертѐжного треугольника.
9.

Середина отрезка.

1

0

0

10. Середина отрезка.

1

0

0

11. Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Практическая работа «Изготовление пакета для хранения
счѐтных палочек».
Практическая работа «Изготовление подставки для
кисточки».
Практическая работа «Преобразование фигур по заданному
правилу и по воображению».
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности
(круга).
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности
(круга).
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности
(круга).
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности
(круга).
Построение прямоугольника, вписанного в окружность.

20. Практическая работа «Изготовление ребристого шара».

1

РЭШ
https://resh.edu.ru/

РЭШ
https://resh.edu.ru/

0

1

0

0

1

0

0

РЭШ
https://resh.edu.ru/

21.

Практическая работа «Изготовление аппликации

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

27. «Автомобиль».

1

0

0

28. Изготовление чертежа по рисунку изделия.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

22.

23.

«Цыплѐнок».
Практическая работа «Изготовление аппликации
«Цыплѐнок».
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание
«розеток».

РЭШ
https://resh.edu.ru/

Практическая работа «Изготовление закладки для книги»
24. по предложенному чертежу с использованием в качестве
элементов прямоугольников, треугольников, кругов.
25.

26.

29.

30.

31.

Технологическая карта. Составление плана действий по
технологической карте (как вырезать кольцо).
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего
изделия. Изготовление по чертежу аппликации

Практическая работа. Изготовление по чертежу аппликаций
«Трактор с тележкой», «Экскаватор».
Практическая работа. Изготовление по чертежу аппликаций
«Трактор с тележкой», «Экскаватор».
Практическая работа. Оригами. Изготовление изделий
«Щенок», «Жук».

РЭШ
https://resh.edu.ru/
РЭШ
https://resh.edu.ru/

Практическая работа. Работа с набором «Конструктор».
32. Детали, правила и приѐмы работы с деталями и

1

0

1

1

0

1

1

1

0

34

1

2

инструментами набора.
33.

Виды соединений. Конструирование различных предметов
с использованием деталей набора «Конструктор».

34. Контрольная работа за курс 2 класса
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

РЭШ
https://resh.edu.ru/

3 КЛАСС
Количество часов

№
п/

Тема урока

п

Всего

Электронные

Контрольн Практическ
ые работы

ие работы

1.

Отрезок. Построение отрезка.

1

0

0

2.

Ломаная. Многоугольник.

1

0

0

цифровые
образовательные
ресурсы
ЯКласс
https://www.yaklass.ru/
ЯКласс
https://www.yaklass.ru/
ЯКласс

3.

Треугольник. Виды треугольника по сторонам.

1

0

0

https://www.yaklass. ru/
Интернет-урок
https://interneturok.r u/

4.

Построение треугольника по трѐм сторонам, заданным

1

0

0

отрезками.
Построение треугольника. Соотношение между
5.

сторонами

1

0

0

1

0

0

треугольниками
6.

Конструирование фигур из треугольников

РЭШ
7.

Виды треугольников по углам.

1

https://resh.edu.ru/su

0

bject/lesson/6234/conspect/290
209/

8.

9.

10.

11.

12.

Представление о развертке правильной треугольной
пирамиды.
Изготовление модели правильной треугольной
пирамиды.
Изготовление игрушки
«Флексагон»
Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника
(квадрата).
Свойства диагоналей прямоугольника. Составление
прямоугольников из данных частей.

13. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

РЭШ
https://resh.edu.ru/
РЭШ
https://resh.edu.ru/

нелинованной бумаге.
14. Чертеж. Изготовление по чертежу аппликации «Домик».

1

0

0

15. Закрепление пройденного.

1

0

0

16. Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер».

1

0

0

1

0

0

17.

Изготовление по технологической карте композиции
«Яхты в море».

ЯКласс
18.

Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы
площади. Площадь прямоугольника (квадрата).

1

0

0

https://www.yaklass. ru/
Интернет-урок
https://interneturok.r u/

Вычисление площадей фигур, составленных из
19. прямоугольников (квадратов). Площадь

1

0

0

1

0

0

21. . Изготовление многолепесткового цветка.

1

0

0

22. Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей.

1

0

23. Изготовление модели часов с круглым циферблатом.

1

0

0

24. Взаимное расположение окружностей на плоскости.

1

0

0

прямоугольного треугольника.
20.

Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных
частей.

Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки
25. без делений (без измерения длины

Интернет-урок
1

0

0

отрезка).
26. Взаимное расположение фигур на плоскости.

u/
1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

33. Закрепление пройденного.

1

0

0

34. Контрольная работа за курс 3 класса.

1

1

0

27.

«Паровоз» с предварительным
изготовлением чертежа по рисунку.
Изготовление набора для геометрической игры

28. «Танграм».
Составление различных фигур.
29. Изготовление из бумаги изделия способом оригами.
30.

31.

Техническое моделирование. Знакомство с
транспортирующими машинами.
Изготовление из деталей конструктора подъемного
крана.
Изготовление модели действующего транспортѐра. Анализ

32.

изготовленной
модели.

https://interneturok.r

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
С..И.Волкова. Методическое пособие к курсу « Математика и
конструирование» , 1 -4 классы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2023.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
Интернет-урок https://interneturok.ru/
ЯКласс https://www.yaklass. ru/
http://school-collection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

О внесении изменений в Порядок расчета размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».