Пунктуационный практикум. 8 класс









Пояснительная записка
Рабочая программа занятий «Практикум по пунктуации» составлена на
основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
2. Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных
учреждений под ред. М.М. Разумовской. М.: Дрофа, 2012.
3. Примерной программы основного общего образования по русскому
языку.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на
34 часа. Именно в 8 классе учащиеся знакомятся с основным корпусом
пунктуационных правил, но, прежде всего, именно в этом классе они впервые
знакомятся с русской пунктуацией не как со сводом разрозненных правил, а как
с системой. Знаки препинания, ее образующие, — это графические знаки,
служащие для членения текста и передачи на письме особенностей строения
предложения и его интонации.
Работа по овладению пунктуационными нормами и правилами должна
строиться с учетом основных принципов русской пунктуации:
интонационного, смыслового, структурного (формального). Принципы эти
последовательно учитываются при формулировке правил и в комментариях к
ним. Выполняя те или иные задания, объясняя постановку знаков
препинания, учащиеся должны понимать, что отражает употребление
каждого знака (смысловое членение речи, ее структурное членение, наконец,
ее ритмико-интонационное строение). Необходимо обратить особое
внимание учеников на то, что современная русская пунктуация не
ограничивается только одним принципом, а опирается на их взаимодействие:
и на структуру предложения (текста), и на его смысл, и на его
интонационные особенности.
Актуальность выбора данного факультативного курса обусловлена
тем, что предусматривает больше внимания уделять семантическому аспекту
синтаксиса, единству значения, формы и функции языковых единиц,
взаимодействию различных средств языка в речи, сфере их использования,
роли в языковом общении.
Данный курс не предполагает полное систематическое повторение
программы средней школы по русскому языку, но ряд тем дается шире и
глубже, чем в школьной программе.
Цели курса:
углубление и систематизация знаний о синтаксисе и пунктуации простого
предложения;
развитие коммуникативно-речевой культуры;
расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора
учащихся.
Задачи курса:
овладение основными нормами русского литературного языка;
совершенствование
общеучебных
умений:
обобщать,
сравнивать,
классифицировать, анализировать, оценивать;
формирование языковой и лингвистической компетенций;














формирование навыков работы с научно-популярной и справочной
литературой, навыков самостоятельного сбора, анализа и классификации
материала;
развитие речевой культуры учащихся.
Формы работы:
групповая;
индивидуальная
Ожидаемые результаты: Предполагается, что по окончании изучения
данного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо отделять /
выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и
расставлять их в предложениях на основе изученных правил;
ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами,
при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в
предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при
обращении, междометиях, вводных словах и вставных конструкциях,
наконец, ставить тире между подлежащим и сказуемым;
выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно
творческие;
создавать развернутые монологические высказывания на филологические
темы.



Содержание программы
1. Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся система.
Историческое становление пунктуации. Принципы русской пунктуации.
Гибкость современной русской пунктуации.
2. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. Историческая
изменяемость пунктуации. Основные тенденции применительно к отдельным
знакам препинания (точка, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие).
3. Система употребления знаков препинания. Знаки препинания в конце и в
начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. Знаки препинания
при оформлении перечней.
4. Знаки препинания в простом предложении. (Употребление тире в простом
предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки
препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при
обращениях, междометиях, утвердительных и отрицательных словах.)
5. Знаки препинания в сложном предложении. (Знаки препинания в
сложносочинённых предложениях, в сложноподчинённых предложениях, в
бессоюзных сложных предложениях, в сложных синтаксических
конструкциях. Знаки препинания между однородными частями сложных
предложений.)
6. Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Употребление кавычек.
7. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. Понятие нормы
применительно к знакам препинания. Авторские знаки. Выбор оптимального
варианта при комбинации знаков.

Тематическое планирование.
№
п/п
1.
2.
3.

Тема занятия.

Количество
Форма занятия и вид
часов.
деятельности учащихся
1. Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся система.
Историческое становление
пунктуации.
Принципы русской пунктуации.
Гибкость современной русской
пунктуации.

1

Лекция. Составление плана лекции.

1
1

Выступления учащихся.
Самостоятельная работа.
Наблюдения над ролью знаков
препинания в тексте.

2. Основные тенденции в употреблении знаков препинания.
4.
5.

Точка и многоточие.
Судьба точки с запятой.

1
1

6.

Двоеточие и тире – пояснение и
неожиданность.

2

7.

Знаки препинания в конце и в
начале предложения.

1

8.

Знаки препинания при
оформлении перечней.
Употребление тире в простом
предложении.

1

10.

Знаки препинания в сложном
предложении

1

11.

Знаки препинания в ССП.

1

12.

Знаки препинания в СПП.

2

13.

Знаки препинания в БСП

2

14.

Знаки препинания в сложных
синтаксических конструкциях.
Знаки препинания в
предложениях с однородными
членами.
Пунктуация при однородных и
неоднородных определениях

2

17.

Знаки препинания в сложных
предложениях с однородными
частями.

1

18.

Знаки препинания при
обособленных определениях.
Знаки препинания при
обособленных обстоятельствах.

1

Наблюдение над функцией точки.
Решение задач и выполнение
тренировочных упражнений.
Практикум.
Комментирование
текста
с точки зрения его
пунктуационного оформления.

3. Система употребления знаков препинания.

9.

15.

16.

19.

2

1

1

1

Наблюдения над текстом. Изучение
теоретического материала. Анализ
предложений.
Изучение теоретического
материала. Практикум
Наблюдение над текстом. Выполнение
письменных заданий.
Самостоятельная работа.
Исследовательская работа в
группах с текстами
художественного и
публицистического стиля.
Сообщения учащихся. Анализ
предложений. Конструирование
предложений по данному началу.
Составление предложений по
схемам.
Сообщения учащихся. Составление
предложений. Тест.
Сообщения учащихся. Составление
предложений. Тест.
Практикум. Составление
предложений. Тест.
Решение задач и выполнение
тренировочных упражнений.
Сообщения учащихся. Структурносемантический анализ
предложений. Выполнение теста.
Аналитические
упражнения.
Комментирование текста с точки
зрения его пунктуационного
оформления.
Практикум. Составление
предложений по схемам.
Самостоятельный анализ текста с
точки зрения пунктуации. Тест.

1

Решение пунктуационных задач.

1

Практикум. Письменная работа
«Запятые, не теряйтесь».

22.

Знаки препинания при
уточняющих, пояснительных и
присоединительных членах.
Выделение вводных слов,
сочетаний, предложений,
конструкций.
Выделение обращений,междометий.

1

23.

Прямая речь и цитаты.

1

24.

Употребление кавычек.

1

Наблюдения над текстом из
художественного произведения и
современной печати. Определение
семантического признака
обращения. Составление письма.
Практикум. Графический диктант.
Конструирование предложений.
Сообщения
учащихся.
Комментирование текста с точки
зрения
его
пунктуационного
оформления.

25.

Понятие нормы применительно
к знакам пунктуации.
Авторские знаки.

1

Выбор оптимального варианта
при комбинации знаков.
Итоговая работа
Итого

1

20.

21.

4. Норма в пунктуации.
26.

27.
28.

1

Лекция. Составление конспекта
лекции.
Наблюдения над текстами
художественной литературы (поэзия
и проза). Аналитическая
работа.
Корректирование текста.

1
34

Учебно-методический комплекс:
1. Баранов М.Т., Костяева Т.А.. Русский язык. Справочные материалы. М.: 2006
2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Пособие для
учащихся. 2-е издание. М.: Просвещение, 2008
3. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Федорова В.А., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П.
Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 8 – 9 классы. Учебно-методическое
пособие. М.:Дрофа, 2003
4. Постникова И.И. , Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это
непростое простое предложение. Книга для учащихся. М.: Просвещение,
1985
5. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М.:
Высшая школа, 1996
6. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 9 классы. Книга
для учителя. М.: Просвещение, 1994
7. Учебник «Русский язык. 8 класс», авторы: Разумовская М.М., Львова
С.И.,Капинос В.И. и др. (ООО «Дрофа», 2017)


Наверх

О внесении изменений в Порядок расчета размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».