Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Утверждаю
директор
16))
к15> ноября 2017 г., протокол М4
Е.В.Смолякова
r'h"
20|7 г.
положение
об организации образовательного процесса в форме
индивидуального обучения на дому муниципального автономного
общеобразовательного учреждения <<Гимназия NЬ ].6>
1. Общие положения
Российская Федер ация устанавливает
государственные
федеральные
образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и
самообразования (ст. 43 Конституции РФ).
Обучение на дому - это форма образованиrI, которую ребенок получает в домашних
УслоВиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному
ПлаНУ. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не моryт
обуrаться непосредственно в образовательном
учреждении. Задачей
индивиду€tпьного обучения на дому явJIяется освоение обl^rающимися
образователъных программ в
рамках фелерального государственного
ОбРаЗОВаТелЬноГо стандарта. Нормативная база индивиду€tльного об1..rения на дому
ОПРеДеляет общие положения организации процесса обуrения, права и обязанности
участников образователъного процесса,
индивиду€tльное обучение на дому должно быть организовано гимназией в
СОоТВетствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. Jtlb
273-ФЗ <Об образовании в Российской Федерации>.
организация образовательного процесса может иметъ свои особенности в
зависимости от психофизического р€tзвития И возможностей Сlб1..лающихая. Этими
особенностями могут быть, во-первых, рatзные сроки освоения образовательных
IIрограмм; во-вторых, вариативностъ организации занятий с обучаюIцимися (занятия
могут проводиться В учреждении,на дому и комбинированно, то есть часть занятий
проводится в учреждении, часть - дома); в-третьих, гибкостъ моделирования 1^rебного
плана.
Выбор учебного цлана осуществляется совместно с родитеJUIми (законными
представителями) на основ ании психолого-медико_педагогических
2.1.
рекомендаций.
2.Организация индивидуального обучения па дому
Организация обуrения на дому осуществляется гимназией. Вместе
с
тем,
закрепленном за другой
микрораионе,
образовательной организацией и имеющий заключение медицинского учреждения на
обучение на дому ("а шериод болезни), по заявлению родителей (законных
представителей) может быть переведен в другую образовательную организацию по
месту я{ительства независимо от наполняемости класса.
основанием для организации индивидуального обучения на дому являются
письменное заявление родителей (законных представителей) на имя директора
гимназии, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения. На их
основе издается приказ директора гимназии об индивидуаJlьном обучении на дому.
При назначении учителей, которые булут заниматься с детьми на дому,
преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по
объективным причинам организовать обучение на дому силами педагогического
коллектива кJIасса невозможно, то администрация гимназии имеет право привлечь
педагогических работников, не работаюrцих в данном классе.
Дттестация и перевод обучаюrrдихся rrо индивидуальным планам на дому
осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. М 27З-ФЗ кОб образовании в Российской Федерации>).
обучающийся, проживающий
в
2.2.
2.3.
2.4.
3.1.
3. Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому
Индивидуапьное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме:
t-4-e
классЁr
не менее
8 часов в неделю
5 - 9-е классы
не менее
10 часов в неделю
10 - 11-е
классы
не менее
12 часов в неделю
случае болезни учителя адN{инистрация гимназии с учетом кадровых
возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником, находящимся на
3.2. В
индивидуапьном обучении на дому, другим,ччителем.
В случае болезни обучающегося учитель, труд которого оплачивается по
тарификации, обязан отработать пропущенные чась1. Сроки отработки
согласовЁrваются с родителями (законными представителями).
В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается ранъше
срока, администрация гимназии rrредставляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной
нагрузки с учителя, проводившего обучение на дому.
3.3.
3.4.
4.
Права и обязанности участников образовательного процесса, реализуемого
в форме индив[Iдуального обучения на дому
Участникам образовательного процесса, ре;lJIизуемого в форме индивидуального
обучения на дому, являются обучающиеся, их родители (законные представители),
педагогические работники (учителя), администрация гимназии.
4.1. Права u обязанносmu обучаюIцаNся в форлtе uнduвudу(ulьноzо обученuя на
do,1ty.
Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому имеет право;
-получать среднее общее образование в соответствии с государственным стандартом;
-вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;
-на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных
взглядов и убеждений, свободу информации, а также - моральное и материальное
поощрение зауспехи в обучении.
Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому обязан:
-соблюдать требования, прописанные в Уставе и локаJIьных актах гимназии;
-добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению
образовательных программ;
-уважать честь и достоинство работников гимназии;
-.соблюдать расписание занятий;
-находиться дома в часы, отведенные для занятий согласно индивиду€LIIьному
расписанию;
-вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских о|раничений).
4.2.
Права u обязанносmu роdumелей (зuконньtж преdсmавumелей).
Родите.пи (законные представители) детей, обучающихся на дому, имеют право:
-заrцищать законные права ребенка;
-вносить предложения по организации образовательного процесса и содержанию
образовательных програN{м, аргументировав их необходимость, но с учетом
физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих
ребенка;
"rrr"р..ов
-обрашаться
для разрешения конфликтных ситуаций к администрации гимназии.
Родите;rи (законные представители) детей,, обl^лающихся на дому, обязаны:
-выполнять требования, проtIисанные в Уставе и локальных актах глIмназии,
-поддерживать и стимулировать интерес ребенка к процессу образования;
-своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях режима
дня ребенка, а гимназия - об отмене или возобновлении занятий (по уважительным
причинам);
-создавать для ребенка и учителя оптимапьные рабочие условия для проведения
занятир1 дома;
-контролировать ведение дневника, тетрадей, выполнение домашних заданий.
4.3.
Правu u обязслнносmu пеduzоzuческuх рабоmнцков u аdtпuнuсmрацuш.
Педагогический работник гимназии имеет права, предусмотренные Федеральным
законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. Jф 27З-ФЗ <Об образовании в
Российской Федерации)>.
Учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в форме индивидуапьного
обученlля на дому, обязан:
-знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних
занятий;
-
выполнять государственные програN{мы с
учетом физиологических
способностей и интересов детей;
- развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и
художественной литературой ;
возможностей, интеллекту€Llrьных
!
- контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником тетрадей, дневника
(расписание, аттестация, запись домашних заданий), не допускать утомления ребенка,
составлять индивидуаJIьные планы проведения уроков;
-своевременно заполнять журн€l,ч учета проводимых занятий;
Классный руководитель обязан:
-согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и
учителями - контролирOвать ведение дневника;
-поддерживать связь с обучающимся и его родителями (законными представителями),
собирать информачию об индивидуаJIьных особенностях обулающихся, состоянии
здоровья и впечатлениях о процессе обучения;
-своевременно инфорrrлировать администрацию гиN.{назию всех нарушениях в
образовательном процессе.
Администрация гимназии обязана:
-готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;
-контролироватъ выполнение учебных программ, методику индивидуаJIьного
обучения, аттестацию обучающихся, оформление документации не реже одного раза
в четверть (полугодие);
-контрOлировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журн€Lла
учета;
-обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;
-своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех
изменениях в образоЪательном процессе.
5. Порядок yправления образовательным процессом
Общее руководство образовательным процессом в форме индивилуаJIьного обучения
на дому осуществляется администрациеи гимназии.
В компетенцию администрации гимназии входят следующие управленческие
действия:
-принятие решения об организации образовательного процесса;
-разработка и утверждение локаJIьного акта гимназии - Положение об организации
образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;
-контроль за организацией и осуществление1\,I образовательного процесса; -контроль
за распределением и использованием денежных средств для оплаты труда учителей,
обучакlщих
детей на дому.
б. Примерное содержание папки
<<Индивидуальное обучение на дому>
В папку рекомендуется включитъ следуюшие документы:
-Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуапьного
обучения на дому;
-приказ директора гимназии (копия) <<Об индивидуаJIьном обучении детей на дому>
на каждого обучающегося;
-справки (копии) из медицинского учреждения о реком€ндации формы обучения;
-расписание уроков индивидуального обучения (на каждого ученика), письменно
согласованное с родителями (законными представителями);
-списOк учителей, работающих в форме ицдивидуального обучения;
-учебно-методические комплекты индиврIдуального обучения на дому (програмМы,
учебники, учебные пособия);
-заявления родителей (законных представителей);
_рекомендации психолога по работе с детьми, обучаюIцимися на дому.
7. Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятиЙ
7.1. На каждого обучающегося оформляется журнаJI индивидуальных занятиЙ,
куда заносятся даты занятий ts соответствии с расписанием, согласованным с
родителями (законными rlредставителями) обучающегося, содержание пройденного
материаJIа, количество часов. Отметки текущей аттестации выставЛяЮтся в журнап
индивиду€lJIьных занятий. На основании этих записей производится оПлаТа труда
педагогических работников.
7.2. Четвертные, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала
индивиду€Lпьного обучения на дому в классный журнаJI соответствующего класса.
Таким же образом в классный журнсtл соответствующего класса вносятся сведения о
переводе из класса в класс, о выпуске из гимнжии.
7.3. В случает частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуаJIьного
обучения на доN{у составляется акт обследования степени утраты данного документа
(полной утраты документа) и выносится решение по данношrу факту. В случае
невосполнимости данных испорченного журнала комиссия составляет
соответствующий акт списанияи принимает решение о перенесении сохранившихся
данных в новый журЪал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в
распоряжении учителя документам: дневник, тетрадь обучаюrцегося.
Хt_чрнал индивидуulJIьного обучения на дому хранится в архиве гимназии
З года.
7.4.