1. Результаты освоения учебного курса
Требования к результатам освоения учебного курса «Основы медицинских
знаний» определяются ключевыми задачами общего образования,
отражающими индивидуальные, общественные и государственные
потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Изучение учебного курса «Основы медицинских знаний» даёт возможность
достичь следующих личностных результатов:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к
живым объектам;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметными результатами освоения учебного курса являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи
- умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение
2 часа
Общее понятие о здоровье как состоянии организма. Критерии здоровья.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом периоде.
Значение первой медицинской помощи для сохранения здоровья человека.
Ранения. Оказание первой медицинской помощи
4 часа
Раны, их виды, характеристика. Осложнения при ранениях. Десмургия.
Повязка и перевязка. Виды повязок. Виды перевязочного материала. Правила
наложения повязок. Практическое занятие № 1 «Оказание первой помощи
при ранениях. Перевязка».
Кровотечения. Оказание первой медицинской помощи
4 часа
Кровь. Состав крови.
Кровотечение: наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное,
венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по
предупреждению заражения раны. Перевязочный пакет. Обеззараживание
рук и перевязочного материала. Остановка кровотечения посредством
прижатия артерии пальцем, наложения давящей повязки. Наложение жгута
при ранении крупных сосудов. Жгуты: резиновый, матерчатый,
самодельный. Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении
из носа. Борьба с болью.
Травмы опорно-двигательного аппарата. Оказание первой
медицинской помощи
4 часа
Понятие о травме. Виды травм. Механическая травма. Ссадины,
кровоподтёки. Переломы костей: травматические и патологические.
Открытые и закрытые переломы. Обнаружение переломов, оказание первой
помощи. Вывих, причины вывихов, их обнаружение. Частичный вывих.
Оказание первой помощи при вывихах. Растяжение связок. Оказание первой
помощи. Правила наложения повязок. Стерильность повязок. Шинирование.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая
медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при
повреждении позвоночника. Профилактика травм опорно-двигательного
аппарата. Практическое занятие № 2 «Оказание первой помощи при
травмах».
Реанимация
2 часа
Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт,
возможные причины и возникновение. Понятие о клинической смерти и
реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки.
Практическое занятие № 3 «Оказание первой помощи при остановке
сердечной деятельности и прекращении дыхания».
Ожоги и обморожения
4 часа
Ожоги термические. Степени тяжести, симптомы. Первая помощь. Ожоговый
шок. Ожоги химические. Степени тяжести, симптомы. Первая помощь.
Обморожения. Степени тяжести, симптомы. Первая помощь. Общее
обморожение организма. Практическое занятие № 4 «Оказание первой
помощи при ожогах и обморожениях». Травматический шок и
противошоковые мероприятия
Травматический шок и противошоковые мероприятия
2 чса
Травматический шок. Причины шока. Фазы травматического шока. Степени
тяжести, предупреждение и профилактика шока.
Инфекционные болезни
4 часа
Инфекционные болезни. Эпидемии, пандемии. Возбудители, причины
инфекционных
заболеваний.
Группы
инфекционных
заболеваний.
Профилактика инфекционных заболеваний. Карантин, обсервация.
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Дизентерия. Сальмонеллез. Холера.
Другие опасные заболевания. Венерические заболевания. Профилактика
венерических заболеваний, их опасность. Синдром приобретенного
иммунодефицита. Пути заражения. Симптомы заболевания. Профилактика и
лечение.Методы лечения и уход за больным. Основные источники
лекарственных средств. Формы лекарственных средств. Фитотерапия.
Гирудотерапия. Использование яда змей и пчел. Лечебные свойства мумиё.
Иглоукалывание.
Гомеопатия.
Точечный
массаж.
Йога.
Уход
тяжелобольного. Методы наблюдения за состоянием здоровья больного.
Функциональные характеристики и пробы как показатель состояния
здоровья человека
2 часа
Соматоскопия - методика оценки физического развития. Соматометрия снятие антропометрических показателей. Медицинские организации.
Знакомство с медицинским учреждением.
Итоговый семинар курса Основы медицинских знаний
2 часа