ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Черчение является основой инженерной и конструкторской деятельности. Его
изучение
служит
фундаментом
для
дальнейшего
профессионального
образования, обеспечивает базу для формирования пространственного мышления
и технической грамотности при современном ускоренном технологическом
развитии.
Рабочая программа учебного курса «Черчение» составлена на основе
программы по черчению для общеобразовательных школ (авт. А.Д. Ботвинников,
В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский) в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания
и развития учащихся средствами
данного учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые
определены стандартом.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
2.
Учебный план МАОУ «Гимназия №16» г. Кунгура
на 2024-2025
учебный год.
Учебный курс «Черчение» предназначен для обучающихся 8 классов. Его
программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю (34 учебные недели).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ЧЕРЧЕНИЕ»
Основной целью освоения предметной области «Черчение» является
формирование технической грамотности, образно-пространственного мышления и
глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно
технологического развития Российской Федерации.
Задачами курса являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области
«Черчение» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового
социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
овладение необходимыми минимальными инженерными знаниями по
проектированию различных объектов;
формирование у обучающихся культуры конструкторской деятельности,
готовности к осуществлению новых графических решений;
формирование
у
обучающихся
навыка
использования
в
трудовой
деятельности цифровых инструментов;
развитие умений использовать и оценивать знания и сформированные
универсальные учебные действия, полученные при изучении других учебных
предметов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО КУРСА «ЧЕРЧЕНИЕ»
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно
отличается
от
других
школьных
дисциплин.
Ведущей
формой
учебной
деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является
выполнение практических и графических работ: от формулирования задачи до
получения конкретных графических результатов.
Содержание курса построено по «восходящему» принципу: от умений
построения простых графических объектов к их оценки и совершенствованию, а от
них – к знаниям и умениям, позволяющим создавать модели и проектировать
инженерные объекты.
Освоение курса осуществляется в диалектике с творческими методами
создания значимых для человека продуктов. При построении и анализе моделей, с
одной стороны, выделяются простые элементы. С другой стороны, если эти
элементы уже выделены, это открывает возможности программного проектирования
с помощью средств компьютерной графики.
Большой выигрыш по времени достигается при использовании библиотек
чертежей типовых и стандартных элементов, которые хранятся в памяти
компьютера.
Кроме
того,
средства
компьютерной
графики
обеспечивают
существенно большую точность построений в соответствии со стандартами,
легкость чтения и исправления.
В
курсе
черчения
осуществляется
реализация
широкого
спектра
межпредметных связей:
с алгеброй и геометрией при изучении разделов, связанных с созданием
графической модели;
с физикой и технологией при освоении графических моделей машин и
механизмов;
с информатикой и ИКТ при освоении информационных процессов сбора,
хранения, преобразования и передачи информации, протекающих в технических
системах, использовании программных сервисов;
Освоение учебного предмета «Черчение» может осуществляться как в
образовательных организациях, так и в организациях-партнёрах, в том числе на базе
учебно-производственных
комбинатов
и
технопарков.
Через
сетевое
взаимодействие могут быть использованы ресурсы организаций дополнительного
образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. Правила оформления чертежей
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж
как основной графический документ. Из истории чертежа. Современные технологии
выполнения чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения
чертежей. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Чертежный шрифт.
Основная надпись чертежа. Правила оформления чертежа (форматы, основная
надпись на чертеже, нанесение размеров, масштабы).
Графическая работа «Линии чертежа».
Графическая работа «Чертеж плоской детали»
РАЗДЕЛ 2. Метод проецирования и графические способы построения
изображений.
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное)
проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух, и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекции. Применение методов ортогонального
проецирования для выполнения чертежей (эскизов). Виды. Аксонометрические
проекции.
Прямоугольная
изометрическая
проекция.
Способы
построения
прямоугольной проекции плоских и объемных фигур. Технический рисунок.
Графическая работа «Построение трех видов детали по ее наглядному
изображению».
РАЗДЕЛ 3. Чтение и выполнение чертежей.
Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической
формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа
формы. Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней и поверхностей тел,
составляющих форму предмета. Определение необходимого и достаточного числа
видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей
предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов,
окружностей на равные части, сопряжения)
Графическая работа «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
Графическая работа «Построение третьего вида по двум данным»
Графическая работа «Выполнение чертежа детали с сопряжениями»
РАЗДЕЛ 4. Сечения и разрезы.
Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила
выполнения
наложенных
и
вынесенных
сечений.
Обозначение
сечений.
Графическое обозначение материалов на чертежах
Разрезы. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные).
Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы.
Разрезы (вырезы) в прямоугольной изометрической проекции.
Графическая работа «Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями».
Графическая работа «Чертеж детали с применением разреза»
Графическая работа «Чтение чертежей».
РАЗДЕЛ 5. Сборочные чертежи.
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:
болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с
условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений
(сварных, паяных, клеевых). Сборочный чертеж. Изображения на сборочных
чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка
сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших
сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования. Элементы
конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов сборочных
единиц.
Практическая работа «Чтение сборочных чертежей»
Графическая работа «Деталирование»
Практическая
работа «Решение творческих задач с элементами
конструирования»
РАЗДЕЛ 6. Чтение строительных чертежей.
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия
строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы.
Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и
оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Практическая работа «Чтение строительных чертежей»
Графическая работа «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной
единицы»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ЧЕРЧЕНИЕ»
В соответствии с ФГОС в ходе изучения предмета «Черчение» учащимися
предполагается достижение совокупности основных личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты
1) патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки
и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и
этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности
технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с
реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
3) эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств инженерных объектов;
умение проектировать и эстетически оформлять графические модели изделий из
различных материалов.
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике
достижений науки.
5) формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом
мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности
от этих угроз.
6) трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных
областей.
7) экологическое воспитание:
воспитание
бережного
отношения
к
окружающей
среде,
понимание
необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
Метапредметные результаты
Освоение содержания предмета «Черчение» в основной школе способствует
достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладение универсальными познавательными действиями:
выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
природных
и
рукотворных объектов;
устанавливать
существенный признак классификации,
обобщения и сравнения;
основание для
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя
для этого необходимые материалы, инструменты и технологии;
формировать запросы к информационной системе с целью получения
необходимой информации;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных
инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять
арифметические действия с приближёнными величинами;
проектировать и оценивать модели инженерных объектов;
уметь применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной
задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
преобразовательной деятельности;
признавать своё право на ошибку при решении задач, такое же право другого
на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
в ходе обсуждения учебного материала;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы
логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
Предметные результаты
По завершении обучения учащийся должен иметь
сформированные
образовательные результаты:
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью
графические отображения объектов, в соответствии с требованиями ГОСТ и
стандартом ЕСКД;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических
рисунков деталей;
владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и
технических рисунков;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам;
выполнять
эскизы,
схемы,
чертежи
с
использованием
чертёжных
инструментов и приспособлений;
овладевать средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации;
уметь творчески подходить к решению различных конструкторских
технических задач;
получить
возможность
научиться
использовать
технологию
формообразования для конструирования 3D-модели;
оформлять конструкторскую документацию;
сформировать представление о мире профессий, связанных с графическим
языком техники, их востребованности на рынке труда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование разделов
Количество
часов
Всего
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1.
Правила оформления чертежей
5
https://myschool.edu.ru/
2.
6
https://myschool.edu.ru/
3.
Способы проецирования и графические способы построения
изображений
Чтение и выполнение чертежей
8
https://myschool.edu.ru/
4.
Сечения и разрезы
7
https://myschool.edu.ru/
5.
Сборочные чертежи
6
https://myschool.edu.ru/
6.
Чтение строительных чертежей
2
https://myschool.edu.ru/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование тем программы
Количество
часов
Всего
1
2.
Введение. Графические изображения. Чертежные
инструменты. Стандарты, форматы.
Графическая работа «Линии чертежа»
3.
Чертежный шрифт
1
4.
Нанесение размеров. Масштабы
1
5.
Графическая работа «Чертеж плоской детали»
1
6.
Понятие о проецировании. Виды проецирования. Выбор главного вида.
1
7.
Проецирование предмета на две и три плоскости проекций
1
8.
Расположение видов на чертеже. Местные виды
1
9.
Графическая работа «Построение трех видов детали по ее наглядному изображению».
1
10.
Аксонометрические проекции. Окружность в изометрии
1
11.
Технический рисунок
1
12.
1
13.
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Развертки поверхностей
геометрических тел.
Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение третьего вида по двум заданным.
14.
Графическая работа «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
1
15.
Порядок построения изображений на чертежах
1
16.
Графическая работа «Построение третьего вида по двум данным».
1
1.
1
1
17.
Геометрические построения: деление окружностей, отрезков прямых и углов на равные части. Сопряжения
1
18.
Графическая работа «Выполнение чертежа детали с сопряжениями».
1
19.
Эскизы. Графическая работа «Выполнение с натуры эскиза детали»
1
20.
Сечения. Правила выполнения сечений
1
21.
Графическая работа «Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями»
1
22.
Разрезы. Отличия разреза от сечения. Правила выполнения разрезов
1
23.
1
24.
Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Разрезы в аксонометрической проекции. Тонкие стенки и спицы
на разрезе
Графическая работа «Чертеж детали с применением разреза»
25.
Выбор количества изображений. Чтение чертежей
1
26.
Практическая работа «Чтение чертежей»
1
27.
Общие сведения о сборочных чертежах изделий.
1
28.
Разрезы и размеры на сборочных чертежах.
1
29.
Порядок чтения сборочных чертежей. Практическая работа «Чтение сборочных чертежей»
1
30.
Понятие о деталировании
1
31.
Графическая работа «Деталирование»
1
32.
1
33.
Практическая работа «Решение творческих
задач с элементами конструирования»
Строительные чертежи. Практическая работа «Чтение строительных чертежей»
34.
Графическая работа «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы»
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Инструменты и материалы:
Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
Миллиметровая бумага;
Калька;
Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
Линейка деревянная 30 см.;
Чертежные угольники с углами:
90, 45, 45 -градусов;
90, 30, 60 - градусов.
Рейсшина;
Транспортир;
Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
Ластик для карандаша (мягкий);
Инструмент для заточки карандаша.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. 9 класс.
Учебник для общеобразовательных школ.– 3-е изд.-М.: Астрель, 2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Методическое
пособие к учебнику «Черчение. 9 класс».- М.:Просвещение, 2011
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://myschool.edu.ru/