1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учись и познавай» направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей и социального заказа государства. Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами разностороннего развития ребенка. Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года); -Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р); -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196); -Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28); -СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2); -Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242); -Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816); -Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467); -Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации ГД-39/04 от 19 марта 2020 года); -Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16». Направленность программы - социально-гуманитарная. Актуальность программы связана с развитием Российского движения детей и молодежи и необходимостью подготовки детей, которые будут лидерами детских общественных объединений в школе. Сегодня детские объединения включают в себя десятки направлений деятельности, сотни мероприятий, тысячи интересных идей. Пришло время объединяться вместе, быть вместе со 2 страной, быть в движении! В школе длительное время существовало первичное отделение РДШ. Деятельность общественной организации строилась на основах самоуправления. Самоуправление, как способ организации жизнедеятельности детских школьных объединений позволяет формировать культуру проявления социальной инициативы, включающий в себя целый комплекс демократических процедур, специальных знаний и организаторских умений, соответствующих правовому полю. Отличительные особенности программы. Программа «Учись и познавай» направлена на поддержку и сопровождение детей в рамках лидерского направления. Обучающиеся, прошедшие обучение по данному курсу, успешно выступают на конкурсах лидеров и руководителей детских общественных объединений, занимаются добровольческой деятельностью. Раздел программы «Организация и проведение мероприятий и акций» предусматривает участие и проведение мероприятий в рамках Всероссийских единых акций РДДМ, которые будут проходить в течение года. Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка, для формирования коллективизма. Курс занятий поможет ребенку-активисту более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках общественно полезной деятельности. Навыки, полученные в результате прохождения данного курса, помогут обучающимся в самосовершенствовании через коллективную деятельность. Следовательно, программа способствует вовлечению потенциала инициативных подростков в развитие территории, решению конкретных социально - значимых задач. Логика подачи материала в программе курса основана на принципе “от теории - к практике”. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение применить теорию к практике, станет критерием успешности прохождения данного курса. Уровень программы - ознакомительный. Адресат программы. Программа рассчитана на детей 12-17 лет. В подростковом возрасте для ребѐнка важно самоопределиться, подростковый возраст является определяющим в его становлении и развитии. Необходимо, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нѐм. Для собственной успешности в социуме необходимы определѐнные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать еѐ в рамках определѐнной деятельности. Форма обучения-очная с применением дистанционных образовательных технологий. Срок реализации программы - 34 недели Объем программы - 34 часа. Режим занятий - занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу. При обучении с применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет 40 минут, осуществляется посредством Telegram сообщества РДДМ СОШ #5 https://t.me/+fjDCreq5_QdhYWYy . Учебные занятия проводятся: - очно одновременно в назначенное время по расписанию занятий; 3 дистанционно в любой промежуток времени с использованием https://t.me/+fjDCreq5_QdhYWYy и различных инструментов передачи сообщений. - через реализацию школьных, городских и федеральных мероприятий РДДМ. Цель и задачи программы Цель: создание условий для развития социальной активности детей и подростков. Задачи: Обучающие - Дать знания об истории развития мирового и отечественного детского общественного движения; - Научить извлекать необходимую информацию о деятельности детских общественных объединений; -Научить эффективным формам подготовки и проведения социально- значимых мероприятий; -Научить планировать, организовать и проводить коллективные творческие дела Развивающие: - Развивать организаторские и лидерские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения; - Развить навыки эффективного взаимодействия в коллективе, навыки ведения дискуссии, публичного выступления; - Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения; - Развивать и поддерживать инициативу и творческий потенциал подростков- активистов. Воспитательные: - Формировать основы социально ответственного поведения, активную жизненную позицию; - Формировать положительное эмоциональное восприятие благоприятного психологического климата в процессе межличностного общения и досуговой деятельности; - Воспитывать чувство коллективизма: навыков взаимопомощи, совместных действий в организации общественной деятельности внутри детского объединения ПО РДДМ, действующего на базе школы. 4 5 Содержание учебного плана Тема 1. История и настоящее детского движения 6 час Занятие №1 Вводное занятие «Что такое РДДМ?» (1 час): -Теория: Предпосылки создания РДДМ, история создания, цели и задачи деятельности. Детские и молодежные общественные организации на территории страны и в нашем округе Инструктаж по технике безопасности. - Практика: Тестирование Занятие №2 История пионерской организации (1 час) - Теория: История пионерской организации в стране и в нашем округе. Направления деятельности, прием в пионеры, пионеры Герои, достижения пионерских дружин Пермского края. Занятие №3 Традиции и обычаи пионеров (1 час) - Практика: ролевая игра по традициям и обычаям пионерской организации Занятие №4 История возникновения и развития СДО «Друзья» (1 час) -Теория: История детской организации. Ступени роста. Демократические процедуры. Управление. Функции президента и совета депутатов СДО «Друзья» 6 Занятие №5 РДДМ. Основные направления деятельности (1 час) Занятие №6 Деятельность РДДМ. Дни единых действий (1 час) -Практика: презентация собственной деятельности в рамках РДДМ, фотоотчет об участии в деятельности. Занятие № 7 Модели детского самоуправления (1 час) Практика: Ролевая игра по отработке моделей самоуправления. Тема 2. КТД в деятельности детского объединения 7 часов. Занятие № 8- 9. Детский коллектив. Стадии развития коллектива по Лутошкину. (1 час) : -Теория: Стадии развития детского коллектива с точки зрения педагогической науки Занятие № 10 Технология коллективно-творческого дела (КТД) (1 час): - Теория : Лекция о технологии КТД . Что такое КТД? Где можно организовать, кто участники. Какие условия необходимо соблюсти для успешного проведения. Занятие № 11 Планирование КТД (1 час) Практическое занятие по планированию с применением различных технологий: мозговой штурм, работа в парах, метод случайных чисел и другие. Занятие № 12 Организация и проведение КТД (1 час): -Практика: обучающимся необходимо придумать и организовать для присутствующих КТД Занятие № 13 Анализ деятельности (Анализ КТД) (1 час): -Практика: Анализ проведенных на предыдущем занятии КТД. Занятие № 14 Социальная направленность деятельности детского объединения (1 час) Теория: лекция о социальной направленности и общественной значимости детского и молодежного общественного движения. Занятие № 15 Просоциальное поведение (1 час); - Теория: Понятие просоциального поведения. Гражданственность и патриотизм. Гражданское общество. Качество жизни. Что влияет на качество жизни населения страны в целом и отдельного человека? Тема 3. Социальное проектирование 10 час Занятие № 16 Что такое социальный проект? (1 час): - Теория: Проектная деятельность. Основные характеристики социального проекта. Шаблон проекты. Цель и задачи проекта. Команда проекта, благополучатели. Результаты проекта, последействие. Занятие № 17 Как создать социальный проект? (1 час): - Практика: составление проекта на основании шаблона Занятие № 18 Основы проектной деятельности (1 час) -Теория: Лекция о положительных результатах реализованных проектов и отрицательных на основе примеров на территории Пермского края с анализом причин неудач и причинноследственных связей. Занятие № 19 Социальное проектирование для решения актуальных проблем (1 час) - Практика: разработка социального проекта, направленного на решение конкретной проблемы местного уровня Занятие № 20 Социальная акция. Формы и методы проведения (1 час): 7 - Теория Что такое социальная акция. Чем она отличается от проекта. Примеры социальных акций. Занятие № 21 Проведение социальной акции. (1 час) -Практика: Разработка и проведение социальной акции Занятие № 22 Особенности проведения благотворительных акций (1 час): - Теория: Благотворительные акции для чего проводятся, какая ответственность, каковы результаты Что такое фандрайзинг? Занятие № 23 Медиакультура в современном мире (1 час): - Теория: Информационная безопасность. Как работают информационные фейки и для чего предназначены. Информирование населения, почему это важно. Роль средств массовой информации в формировании мировоззрения граждан страны. Занятие № 23 Медиасопровождение социальных акций и мероприятий (1час): - Практика Как правильно размещать информацию в социальных сетях и в средствах массовой информации. Сроки, внешний вид, текст. Составление новостей для размещения Занятие № 25 Тренинговое занятие на развитие эмпатии и толерантности (1 час) - Практика: отработка навыков просоциального поведения. Тема 4. Лидерство 11 часов Занятие № 24 Общекультурная и организаторская компетентность лидера (1 час): - Теория: Какими знаниями и способностями должен обладать лидер коллектива. Умение себя презентовать, коммуникативная культура, умение сказать «нет» Занятие № 25 Базовые навыки организации работы. Технология игровых программ (1 час): -Практика: организация игр для сверстников, отработка навыков ситуативных игр, демонстрации организаторского опыта Занятие № 26 Тренинг на развитие лидерских качеств (1 час) - Практика: Отработка навыков брать ответственность на себя Занятие № 27 Имидж лидера (1 час): -Теория: Лекция о роли личности в истории. Примеры положительного и отрицательного влияния внешности и поведения известных людей на отношение к ним в обществе. Занятие № 28 Коммуникативная культура (1 час): - Практика: Тренинговое занятие на отработку навыков красноречия и умения строить коммуникацию с представителями разных социальных слоев. Занятие № 29 Тренинговое занятие на развитие позитивного мышления. (1 час) Практика: Что такое позитивное мышление, отработка навыков позитивного мышления, формирование стрессоустойчивости. Занятие № 30 Основы написания сценария для мероприятия. Авторство и шаблон в сценарии. (1 час): - Практика: написание сценария мероприятия с использованием шаблона Занятие № 31 Тренинг на развитие креативного мышления (1 час): -Практика: упражнения на развитие креативного мышления и слом стереотипов. Занятие № 32 Тренинг на развитие аналитического мышления (1 час): -Практика: упражнения на развитие аналитического мышления, решения логических задач и установление причинно- следственных связей. Занятие № 33 Итоговая аттестация. (1 час): 8 -Практика: Индивидуальная защита сценария, социальной акции, презентация проекта Занятие № 34 Итоговое занятие. (1 час): - Практика: КВИЗ по изученным терминам и понятиям. Рефлексия. Планируемые результаты Личностные: - приобретут опыт ценностно-смыслового самоопределения в социально ориентированной деятельности, деловых и межличностных отношениях. Метапредметные: - сформируется умение извлекать необходимую информацию о детском общественном движении в историческом контексте и на современном этапе из разных источников информации; - развиваются навыки системного анализа: разнообразных процессов в жизнедеятельности школьного сообщества; своей деятельности как лидера первичной организации; отношений, складывающихся с окружающими людьми. Предметные: - приобретут знания об истории развития детского общественного движения и современной деятельности РДДМ (основные понятия, факты, законы, оценочные знания); - освоят нормы и правила работы деятельности общественных организаций в правовом поле общеобразовательного учреждения и опыт организации этой работы; - разовьют личностные и коммуникативные способности. Календарный учебный график «Учись и познавай» на 2024-2025 уч. год 9 10 Дата начала и окончания реализации программы: с 01 сентября 2024 по 31 мая 2025 года. - Условия реализации программы: - Программа реализуется очно одновременно в назначенное время по расписанию занятий; дистанционно в любой промежуток времени с использованием https://t.me/+fjDCreq5_QdhYWYy и различных инструментов передачи сообщений. - через реализацию школьных, городских и федеральных мероприятий. Оборудование: занятия проходят в кабинете, отвечающем требованиям Санитарных правил СП 2.4.3648-20, с использованием ноутбука, проектора, экрана, звуковых колонок. Кадровое обеспечение: педагог-организатор. Формы аттестации Промежуточная аттестация - тестирование. Итоговая аттестация дифференцированная: социальная акция, сценарий мероприятия, проект. Оценочные материалы Промежуточная аттестация осуществляется в форме теста. Итогом реализации программы является защита сценария мероприятия, разработка КТД, проведение социальной акции, создание проекта. Критерии при организации и проведении мероприятий и акций. Соответствие возрастной категории, аудитории Соблюдение временных рамок Яркая реклама предлагаемого действия Обратная связь с аудиторией Фотографии проведенного мероприятия (не менее 3 шт.) Количество участников Методические материалы Методы обучения: словесный, практический, исследовательский, проблемный. Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование. Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология дистанционного обучения, технология проектной деятельности, технология коллективной творческой деятельности. Технология сотрудничества (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия обучающихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Технология проектирования предполагает объяснение нового материала, индивидуальную работу, решение творческих задач, самостоятельное выполнение, взаимоконтроль. Информационно - коммуникационные технологии. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно, дополняя лекционный материал наглядными примерами: картинками, схемами, видео материалами. Позволяет организовать промежуточный контроль знаний обучающихся в рамках конкретного занятия с использованием интерактивных заданий. Технология личностно - ориентированного образования. Дополнительное образование создает условия для включения подростка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. 11 Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены на максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей детей на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Алгоритм учебного занятия: организационный момент, мотивационный этап, основной этап, заключительный этап, рефлексия. Дидактические материалы: инструкционные карты, упражнения, задания. Принципы реализации программы: -Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей. -Принцип самореализации. -Принцип включенности детей и взрослых в реальные социально- значимые отношения. - Принцип равных возможностей. -Принцип доверия и открытости. -Принцип создания «ситуации успеха». -Принцип личностно-ориентированного подхода. 12 Список литературы Литература для педагога 1. Волохов А.В., Кочергин В.Н., Попова В.Н., Фришман И.И. Историко-педагогический анализ деятельности детских общественных объединений.-// Дополнительное образование № 3,2004,с.9. 2. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров детских объединений в системе дополнительного образования. - М.: УЦ «Пермпектива», 2011-128 с. 3. Игротека. Лидер XXI века. / Сост. Л.А.Побережная. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.-88с. 4. Калиш И.В. Всероссийский детский гражданский форум в ВДЦ «Орленок»- // Внешкольник № 9, 2004,с.13. 5. Команда нашего двора (Социоигровые технологии деятельности активиста общественного движения неравнодушных родителей «Солнечный круг» во дворе)./ сост. А.В.Волохов, М.Р.Мирошкина, И.И. Фришман, С.Н.Щеглова. - Хочу быть лидером! Выпуск 3. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.-88с. 6. Коробейникова Е.Н. Теоретические основы деятельности детского общественного объединения» - Ижевск, 2010 г. 7. Лазарев В.М. Лидер-это человек, который уважает себя и других. -// Внешкольник № 9.2004, с.30. 8. Лесникова С.Г. Учебная программа «Шаг за шагом В ДИМСИ», Ижевск,2002. 9. Пахомов В.П., Кондрат Г.В. Молодые хозяева России. - // Внешкольник № 9,2004,с.20. 10. Программа гражданско-нравственного образования для детей, подростков и молодежи «Апельсин»,- Ижевск,2003 11. Прутченков А.С. Эта смена в корне изменила мою жизнь. - // Внешкольник № 9.2004, с.24. 12. Социальное проектирование. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.-96с. 13. Тебе, вожатый! Выпуск 2. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.- 96с. 14. Фришман И.И. Союз и союзники. -// Дополнительное образование № 5,2004,с.21. 15. Хочу быть лидером! Выпуск 3. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.-90с. 16. Хочу быть лидером! Выпуск 2. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003.-96с. Литература для обучающихся 1. Мальчева Э. А. «Педагогика детского движения» - Ижевск, 2000, 516 с. 2. Хочу быть лидером! Выпуск -Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.-90с. 3. Хочу быть лидером! Выпуск 2. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003.- 96с. 4. Игротека вожатого. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008.13 14