Учись и познавай 8 класс

1

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учись и познавай»
направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей и социального заказа
государства.
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами
разностороннего развития ребенка.
Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных
документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой
21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 года № 196);
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28);
-СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждено Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2);
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября
2015 года № 09-3242);
-Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 23
августа 2017 года № 816);
-Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467);
-Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо
Министерства просвещения Российской Федерации ГД-39/04 от 19 марта 2020 года);
-Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16».
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Актуальность программы связана с развитием Российского движения детей и молодежи и
необходимостью подготовки детей, которые будут лидерами детских общественных
объединений в школе.
Сегодня детские объединения включают в себя десятки направлений деятельности,
сотни мероприятий, тысячи интересных идей. Пришло время объединяться вместе, быть вместе со
2

страной, быть в движении! В школе длительное время существовало первичное отделение
РДШ. Деятельность общественной организации строилась на основах самоуправления.
Самоуправление, как способ организации жизнедеятельности детских школьных
объединений позволяет формировать культуру проявления социальной инициативы, включающий
в себя целый комплекс демократических процедур, специальных знаний и организаторских умений,
соответствующих правовому полю.
Отличительные особенности программы.
Программа «Учись и познавай» направлена на поддержку и сопровождение детей в рамках
лидерского направления. Обучающиеся, прошедшие обучение по данному курсу, успешно
выступают на конкурсах лидеров и руководителей детских общественных объединений,
занимаются добровольческой деятельностью. Раздел программы «Организация и проведение
мероприятий и акций»
предусматривает участие и проведение мероприятий в рамках Всероссийских единых акций РДДМ,
которые будут проходить в течение года. Предлагаемые обучающие занятия создадут
благоприятные условия для социализации подростка, для формирования коллективизма. Курс
занятий поможет ребенку-активисту более полно и объективно осознать свой лидерский
потенциал и пути его развития в рамках общественно полезной деятельности. Навыки,
полученные в результате прохождения данного курса, помогут обучающимся в
самосовершенствовании через коллективную деятельность. Следовательно, программа
способствует вовлечению потенциала инициативных подростков в развитие территории,
решению конкретных социально - значимых задач. Логика подачи материала в программе
курса основана на принципе “от теории - к практике”. Это связано с тем, что теоретические знания,
полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической
деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение применить теорию к практике, станет критерием успешности прохождения данного курса.
Уровень программы - ознакомительный.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 12-17 лет.
В подростковом возрасте для ребѐнка важно самоопределиться, подростковый возраст
является определяющим в его становлении и развитии. Необходимо, чтобы подросток научился
правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нѐм. Для собственной
успешности в социуме необходимы определѐнные знания и умения, с помощью которых можно
определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать еѐ в рамках определѐнной
деятельности.
Форма обучения-очная с применением дистанционных образовательных технологий.
Срок реализации программы - 34 недели
Объем программы - 34 часа.
Режим занятий - занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.
При обучении с применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности составляет 40 минут, осуществляется посредством
Telegram сообщества РДДМ СОШ #5 https://t.me/+fjDCreq5_QdhYWYy .
Учебные занятия проводятся:
- очно одновременно в назначенное время по расписанию занятий;
3

дистанционно
в
любой
промежуток
времени
с
использованием
https://t.me/+fjDCreq5_QdhYWYy и различных инструментов передачи сообщений.
- через реализацию школьных, городских и федеральных мероприятий РДДМ.

Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития социальной активности детей и подростков.
Задачи:
Обучающие
- Дать знания об истории развития мирового и отечественного детского общественного движения;
- Научить извлекать необходимую информацию о деятельности детских общественных
объединений;
-Научить эффективным формам подготовки и проведения социально- значимых мероприятий;
-Научить планировать, организовать и проводить коллективные творческие дела Развивающие:
- Развивать организаторские и лидерские способности, коммуникативные умения и навыки
межличностного и делового общения;
- Развить навыки эффективного взаимодействия в коллективе, навыки ведения дискуссии,
публичного выступления;
- Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения;
- Развивать и поддерживать инициативу и творческий потенциал подростков- активистов.
Воспитательные:
- Формировать основы социально ответственного поведения, активную жизненную позицию;
- Формировать положительное эмоциональное восприятие благоприятного психологического
климата в процессе межличностного общения и досуговой деятельности;
- Воспитывать чувство коллективизма: навыков взаимопомощи, совместных действий в
организации общественной деятельности внутри детского объединения ПО РДДМ, действующего
на базе школы.

4

5

Содержание учебного плана
Тема 1. История и настоящее детского движения 6 час
Занятие №1 Вводное занятие «Что такое РДДМ?» (1 час):
-Теория: Предпосылки создания РДДМ, история создания, цели и задачи деятельности.
Детские и молодежные общественные организации на территории страны и в нашем округе
Инструктаж по технике безопасности.
- Практика: Тестирование
Занятие №2 История пионерской организации (1 час)
- Теория: История пионерской организации в стране и в нашем округе. Направления
деятельности, прием в пионеры, пионеры Герои, достижения пионерских дружин Пермского края.
Занятие №3 Традиции и обычаи пионеров (1 час)
- Практика: ролевая игра по традициям и обычаям пионерской организации
Занятие №4 История возникновения и развития СДО «Друзья» (1 час)
-Теория: История детской организации. Ступени роста. Демократические процедуры.
Управление. Функции президента и совета депутатов СДО «Друзья»
6

Занятие №5 РДДМ. Основные направления деятельности (1 час)
Занятие №6 Деятельность РДДМ. Дни единых действий (1 час)
-Практика: презентация собственной деятельности в рамках РДДМ, фотоотчет об участии в
деятельности.
Занятие № 7 Модели детского самоуправления (1 час)
Практика: Ролевая игра по отработке моделей самоуправления.
Тема 2. КТД в деятельности детского объединения 7 часов.
Занятие № 8- 9. Детский коллектив. Стадии развития коллектива по Лутошкину. (1 час) :
-Теория: Стадии развития детского коллектива с точки зрения педагогической науки
Занятие № 10 Технология коллективно-творческого дела (КТД) (1 час):
- Теория : Лекция о технологии КТД . Что такое КТД? Где можно организовать, кто
участники. Какие условия необходимо соблюсти для успешного проведения.
Занятие № 11 Планирование КТД (1 час)
Практическое занятие по планированию с применением различных технологий: мозговой
штурм, работа в парах, метод случайных чисел и другие.
Занятие № 12 Организация и проведение КТД (1 час):
-Практика: обучающимся необходимо придумать и организовать для присутствующих КТД
Занятие № 13 Анализ деятельности (Анализ КТД) (1 час):
-Практика: Анализ проведенных на предыдущем занятии КТД.
Занятие № 14 Социальная направленность деятельности детского объединения (1 час)
Теория: лекция о социальной направленности и общественной значимости детского и
молодежного общественного движения.
Занятие № 15 Просоциальное поведение (1 час);
- Теория: Понятие просоциального поведения. Гражданственность и патриотизм.
Гражданское общество. Качество жизни. Что влияет на качество жизни населения страны в целом
и отдельного человека?
Тема 3. Социальное проектирование 10 час
Занятие № 16 Что такое социальный проект? (1 час):
- Теория: Проектная деятельность. Основные характеристики социального проекта. Шаблон
проекты. Цель и задачи проекта. Команда проекта, благополучатели. Результаты проекта,
последействие.
Занятие № 17 Как создать социальный проект? (1 час):
- Практика: составление проекта на основании шаблона
Занятие № 18 Основы проектной деятельности (1 час)
-Теория: Лекция о положительных результатах реализованных проектов и отрицательных на
основе примеров на территории Пермского края с анализом причин неудач и
причинноследственных связей.
Занятие № 19 Социальное проектирование для решения актуальных проблем (1 час)
- Практика: разработка социального проекта, направленного на решение конкретной
проблемы местного уровня
Занятие № 20 Социальная акция. Формы и методы проведения (1 час):
7

- Теория Что такое социальная акция. Чем она отличается от проекта. Примеры социальных
акций.
Занятие № 21 Проведение социальной акции. (1 час)
-Практика: Разработка и проведение социальной акции
Занятие № 22 Особенности проведения благотворительных акций (1 час):
- Теория: Благотворительные акции для чего проводятся, какая ответственность, каковы
результаты Что такое фандрайзинг?
Занятие № 23 Медиакультура в современном мире (1 час):
- Теория: Информационная безопасность. Как работают информационные фейки и для чего
предназначены. Информирование населения, почему это важно. Роль средств массовой
информации в формировании мировоззрения граждан страны.
Занятие № 23 Медиасопровождение социальных акций и мероприятий (1час):
- Практика Как правильно размещать информацию в социальных сетях и в средствах
массовой информации. Сроки, внешний вид, текст. Составление новостей для размещения
Занятие № 25 Тренинговое занятие на развитие эмпатии и толерантности (1 час)
- Практика: отработка навыков просоциального поведения.
Тема 4. Лидерство 11 часов
Занятие № 24 Общекультурная и организаторская компетентность лидера (1 час):
- Теория: Какими знаниями и способностями должен обладать лидер коллектива. Умение
себя презентовать, коммуникативная культура, умение сказать «нет»
Занятие № 25 Базовые навыки организации работы. Технология игровых программ (1 час):
-Практика: организация игр для сверстников, отработка навыков ситуативных игр,
демонстрации организаторского опыта
Занятие № 26 Тренинг на развитие лидерских качеств (1 час)
- Практика: Отработка навыков брать ответственность на себя
Занятие № 27 Имидж лидера (1 час):
-Теория: Лекция о роли личности в истории. Примеры положительного и отрицательного
влияния внешности и поведения известных людей на отношение к ним в обществе.
Занятие № 28 Коммуникативная культура (1 час):
- Практика: Тренинговое занятие на отработку навыков красноречия и умения строить
коммуникацию с представителями разных социальных слоев.
Занятие № 29 Тренинговое занятие на развитие позитивного мышления. (1 час) Практика:
Что такое позитивное мышление, отработка навыков позитивного мышления, формирование
стрессоустойчивости.
Занятие № 30 Основы написания сценария для мероприятия. Авторство и шаблон в сценарии.
(1 час):
- Практика: написание сценария мероприятия с использованием шаблона
Занятие № 31 Тренинг на развитие креативного мышления (1 час):
-Практика: упражнения на развитие креативного мышления и слом стереотипов.
Занятие № 32 Тренинг на развитие аналитического мышления (1 час):
-Практика: упражнения на развитие аналитического мышления, решения логических задач
и установление причинно- следственных связей.
Занятие № 33 Итоговая аттестация. (1 час):
8

-Практика: Индивидуальная защита сценария, социальной акции, презентация проекта
Занятие № 34 Итоговое занятие. (1 час):
- Практика: КВИЗ по изученным терминам и понятиям. Рефлексия.
Планируемые результаты
Личностные: - приобретут опыт ценностно-смыслового самоопределения в социально
ориентированной деятельности, деловых и межличностных отношениях.
Метапредметные: - сформируется умение извлекать необходимую информацию о детском
общественном движении в историческом контексте и на современном этапе из разных источников
информации; - развиваются навыки системного анализа: разнообразных процессов в
жизнедеятельности школьного сообщества; своей деятельности как лидера первичной организации;
отношений, складывающихся с окружающими людьми.
Предметные: - приобретут знания об истории развития детского общественного движения и
современной деятельности РДДМ (основные понятия, факты, законы, оценочные знания); - освоят
нормы и правила работы деятельности общественных организаций в правовом поле
общеобразовательного учреждения и опыт организации этой работы; - разовьют личностные и
коммуникативные способности.
Календарный учебный график «Учись и познавай» на 2024-2025 уч. год

9

10

Дата начала и окончания реализации программы: с 01 сентября 2024 по 31 мая 2025 года.
- Условия реализации программы:
- Программа реализуется очно одновременно в назначенное время по расписанию занятий;
дистанционно
в
любой
промежуток
времени
с
использованием
https://t.me/+fjDCreq5_QdhYWYy и различных инструментов передачи сообщений.
- через реализацию школьных, городских и федеральных мероприятий.
Оборудование: занятия проходят в кабинете, отвечающем требованиям Санитарных правил
СП 2.4.3648-20, с использованием ноутбука, проектора, экрана, звуковых колонок.
Кадровое обеспечение: педагог-организатор.
Формы аттестации
Промежуточная аттестация - тестирование.
Итоговая аттестация дифференцированная: социальная акция, сценарий мероприятия,
проект.
Оценочные материалы
Промежуточная аттестация осуществляется в форме теста.
Итогом реализации программы является защита сценария мероприятия, разработка КТД,
проведение социальной акции, создание проекта. Критерии при организации и проведении
мероприятий и акций.
Соответствие возрастной категории, аудитории
Соблюдение временных рамок
Яркая реклама предлагаемого действия
Обратная связь с аудиторией Фотографии проведенного мероприятия (не менее 3 шт.)
Количество участников
Методические материалы
Методы обучения: словесный, практический, исследовательский, проблемный.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология
дистанционного обучения, технология проектной деятельности, технология коллективной
творческой деятельности.
Технология сотрудничества (обучения во взаимодействии) основана на использовании
различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и
организации взаимодействия обучающихся в группе (в парах, в малых группах) с целью
совместного решения коммуникативных задач.
Технология проектирования предполагает объяснение нового материала, индивидуальную
работу, решение творческих задач, самостоятельное выполнение, взаимоконтроль.
Информационно - коммуникационные технологии. Обучение с использованием
дистанционных образовательных технологий позволяет использовать наглядность еще более
качественно и эффективно, дополняя лекционный материал наглядными примерами: картинками,
схемами, видео материалами. Позволяет организовать промежуточный контроль знаний
обучающихся в рамках конкретного занятия с использованием интерактивных заданий.
Технология личностно - ориентированного образования. Дополнительное образование
создает условия для включения подростка в естественные виды деятельности, создает питательную
среду для его развития.
11

Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения
направлены на максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных
познавательных способностей детей на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности.
Алгоритм учебного занятия: организационный момент, мотивационный этап, основной этап,
заключительный этап, рефлексия.
Дидактические материалы: инструкционные карты, упражнения, задания.
Принципы реализации программы:
-Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в
организации жизнедеятельности детей.
-Принцип самореализации.
-Принцип включенности детей и взрослых в реальные социально- значимые отношения.
- Принцип равных возможностей.
-Принцип доверия и открытости.
-Принцип создания «ситуации успеха».
-Принцип личностно-ориентированного подхода.

12

Список литературы
Литература для педагога
1. Волохов А.В., Кочергин В.Н., Попова В.Н., Фришман И.И. Историко-педагогический
анализ деятельности детских общественных объединений.-// Дополнительное образование
№ 3,2004,с.9.
2. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров
детских объединений в системе дополнительного образования. - М.: УЦ «Пермпектива»,
2011-128 с.
3. Игротека. Лидер XXI века. / Сост. Л.А.Побережная. - Н.Новгород, изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2006.-88с.
4. Калиш И.В. Всероссийский детский гражданский форум в ВДЦ «Орленок»- //
Внешкольник № 9, 2004,с.13.
5. Команда нашего двора (Социоигровые технологии деятельности активиста
общественного движения неравнодушных родителей «Солнечный круг» во дворе)./ сост.
А.В.Волохов, М.Р.Мирошкина, И.И. Фришман, С.Н.Щеглова. - Хочу быть лидером! Выпуск
3. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.-88с.
6. Коробейникова Е.Н. Теоретические основы деятельности детского общественного
объединения» - Ижевск, 2010 г.
7. Лазарев В.М. Лидер-это человек, который уважает себя и других. -// Внешкольник №
9.2004, с.30.
8. Лесникова С.Г. Учебная программа «Шаг за шагом В ДИМСИ», Ижевск,2002.
9. Пахомов В.П., Кондрат Г.В. Молодые хозяева России. - // Внешкольник № 9,2004,с.20.
10. Программа гражданско-нравственного образования для детей, подростков и молодежи
«Апельсин»,- Ижевск,2003
11. Прутченков А.С. Эта смена в корне изменила мою жизнь. - // Внешкольник № 9.2004,
с.24.
12. Социальное проектирование. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические
технологии», 2004.-96с.
13. Тебе, вожатый! Выпуск 2. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии»,
2004.- 96с.
14. Фришман И.И. Союз и союзники. -// Дополнительное образование № 5,2004,с.21.
15. Хочу быть лидером! Выпуск 3. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические
технологии», 2004.-90с.
16. Хочу быть лидером! Выпуск 2. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические
технологии», 2003.-96с.
Литература для обучающихся
1. Мальчева Э. А. «Педагогика детского движения» - Ижевск, 2000, 516 с.
2. Хочу быть лидером! Выпуск -Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии»,
2004.-90с.
3. Хочу быть лидером! Выпуск 2. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические
технологии», 2003.- 96с.
4. Игротека вожатого. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008.13

14


Наверх

О внесении изменений в Порядок расчета размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».