1 Пояснительная записка Элективный курс для учащихся 11-го класса тесно связан с курсом математики основной и средней школы. Содержание курса расширяет спектр задач, посильных для учащихся. Составлен на основе программы подготовительного факультатива для 10-11 классов Л.В. Кавардаковой, опубликованного в методическом пособии «Факультатив по математике», составитель Маркова В.И., изд-во ИУУ, 2002. Данная программа рассчитана на 68 часов, но в связи с выделенными 34 часами взят не весь материал. Материал подобран таким образом, чтобы в нем реализовались задачи курса. Имеется достаточное количество упражнений различной сложности, есть задания для самостоятельной работы. В начале каждой темы рассматривается необходимый теоретический материал, дополнительные вопросы рассматриваются лекционно и закрепляются в ходе решения задач. Важнейшей задачей курса является: подготовка учащихся к ЕГЭ по математике за курс средней школы и повышение математической культуры. В содержание курса включены задачи разного уровня сложности. Тематика задач не выходит за рамки программы средней школы, но превышает обязательный уровень. Цель курса: Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся и базовых математических понятий, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ; способствовать созданию целостной системы знаний и способов их получения; формирование у школьников компетенций, направленных на выработку навыков самостоятельной и групповой деятельности. Задачи курса: 1. Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике за курс средней школы. 2. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Развитие мыслительных способностей учащихся: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать. 3. Воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. 2 Для реализации целей и задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практикумы. Содержание: 1. Тригонометрическая функция, тригонометрические уравнения и неравенства Основные методы решения тригонометрических уравнений: разложение на множители, замена неизвестного, равносильность уравнений. Виды и способы решения тригонометрических уравнений, отбор корней в тригонометрическом уравнении и запись решений. Нестандартные тригонометрические уравнения - уравнения, решаемые оценкой левой и правой частей. Тригонометрические уравнения и неравенства с модулем. Иррациональные тригонометрические уравнения и неравенства. Основные методы и принципы решения систем тригонометрических уравнений. Запись ответа. 2. Показательная и логарифмическая функции. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства Вычисление и сравнение значений показательных и логарифмических функций. Основные принципы и методы решения показательных и логарифмических уравнений. Показательно-степенные уравнения. Показательные уравнения, содержащие модуль в показателе степени. Показательные и логарифмические уравнения с параметрами. Показательные и логарифмические неравенства, основные методы решения. Уравнения и системы уравнений смешанных типов. 3. Применение производной и первообразной Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы, для отыскания наибольших и наименьших значений величин. Задачи на отыскание оптимальных значений. Применение первообразной для нахождения площадей фигур. 4. Текстовые задачи Основные типы текстовых задач: числовые, на движение, работу, смеси и сплавы, коммерция, комбинаторные задачи. Этапы решения задач: выбор неизвестных, составление уравнений, решение, проверка и анализ решения. Арифметические текстовые задачи 5. Решение тренировочных заданий ЕГЭ Повторение различных тем, входящих в экзамен. 3 Планируемые результаты Изучение математики в старшей школе даёт возможность достижения обучающимися следующих результатов. Планируемые личностные результаты: - формулирование и объяснение собственной позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; - готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Планируемые метапредметные - находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать проблему, интерпретировать и оценивать её; делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения; - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 4 - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 5 Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения курса, учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности: знают основные приемы решения уравнений, понимают теоретические основы способов решения уравнений; умеют решать уравнения различными методами; умеют решать задачи на основные темы: задачи на проценты, на движение, на работу; знают основные виды функций, их графики, свойства; знают и умеют применять формулы производных, первообразных, решать задачи с применением производной и первообразной; умеют соотносить разные формулировки заданий со способами их выполнения; умеют представлять результат своей деятельности, участвовать в дискуссиях; умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата; умеют правильно оформлять бланки ЕГЭ. Содержание воспитания с учетом рабочей программы воспитания Интеллектуальное воспитание. Освоение базовых математических понятий. Формирование ответственного отношения к учению. Развитие волевых усилий при разрешении интеллектуальных трудностей, воспитание трудолюбия, упорства, настойчивости. Эстетическое воспитание. Красота функций. Формирование представлений о красоте метода. Трудовое воспитание. Использование математических знаний для решения практических задач. Развитие волевых усилий при разрешении интеллектуальных трудностей, воспитание трудолюбия, упорства, настойчивости. Нравственное, гражданско-патриотическое воспитание через содержание математических задач. 6 Тематическое планирование № Содержание материала п/п Электронные (цифровые) Колобразовательные ресурсы во часов Библиотека ЦОК 7 4 Тригонометрическая функция, тригонометрические уравнения и неравенства Показательная и логарифмическая функции. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства Применение производной и первообразной Решение задач 5 Решение тренировочных заданий ЕГЭ 1 2 3 https://m.edsoo.ru/7f415b90 7 7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 6 Поурочное планирование № Содержание материала п/п Кол- Форма во Занятия часов 1-2 Отбор корней в тригонометрическом уравнении 2 Практикум, и запись решений беседа 3-4 Виды и способы решения тригонометрических 2 Практикум, уравнений и неравенств, иррациональные беседа уравнения и неравенства, уравнения и неравенства с модулем 5-6 Основные принципы решения систем уравнений 2 Беседа, и неравенств практикум 7 Нестандартные тригонометрические уравнения 1 Лекция, практикум 8 Основные принципы и методы решения 1 Беседа, показательных уравнений практикум 9- Показательно-степенные уравнения 2 Практикум 10 11- Показательные и логарифмические неравенства 2 Практикум, 12 беседа 13- Уравнения и системы уравнений, неравенства 2 Лекция, 14 смешанных типов практикум 15- Применение производной для исследования 2 Беседа, 16 функций на монотонность и экстремумы практикум 17- Применение производной для отыскания 2 Практикум 18 наибольших и наименьших значений величин 19- Нахождение площадей фигур с помощью 2 Беседа, 20 первообразной практикум 21 Решение задач с применением первообразной и 1 Практикум производной 22- Задачи, решаемые с помощью уравнений 2 Практикум 23 24- Задачи на проценты и пропорции, смеси и 2 Практикум 25 сплавы 26- Задачи на движение и работу 2 Практикум 27 28 Нестандартные текстовые задачи 1 Практикум 29- Решение тренировочных упражнений ЕГЭ 6 Практикум 34 8 Литература: 1. «Математика: алгебра и начала анализа. 11 класс А.Г. Мордкович и др.» для 11 класса под редакцией А.Г. Мордковича, 2020г. 2. Факультатив по математике: Методические рекомендации.-Киров:Издво ИУУ, 2002, составитель Маркова В. И. Программа Л.В. Кавардаковой «Подготовительный факультатив. 11 класс» 3. С. Н. Олехник, М. К. Потапов, П. И. Пасиченко Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов.- М.: Экзамен (Серия «Экзамен»), 1998 4. Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов/ сост. Г.И.Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка.- Волгоград: Учитель, 2009 5. ЕГЭ 2010. Математика: Сборник заданий/ В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина.- М.: Эксмо, 2009 6. Интернет - ресурсы. Сайт ФИПИ 7. Сайт решу ЕГЭ. 9