Теория и практика написания сочинений. 10-11 класс

2
АННОТАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательнопрактическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует
у них языковые и речевые умения.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Этому будут
способствовать занятия элективного курса.
Элективный курс как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Элективный курс «Подготовка к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку»
имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского
языка и литературы в 10-11 классах.
Данный элективный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует
стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры, позволяет
восполнить пропущенный или забытый материал. Причём все темы занятий носят
относительно самостоятельный характер, что позволяет учащимся включаться в работу с
любой темы (остальные восполнять на индивидуальных консультациях). Элективный курс
непосредственно связан с программой по русскому языку для 10-11 классов. Он
расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися на уроках,
закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях,
нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ. На элективных занятиях предполагается
уделять большое внимание развитию речи учащихся, умений самостоятельного анализа
предложенного текста.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы
по русскому языку, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Учащиеся 10-11 классов недостаточно владеют как теоретическими знаниями, так и
практическими навыками, поэтому на занятиях предусмотрено повторение орфографии и
пунктуации, кроме этого, несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок:
грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке
учащихся к ЕГЭ, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это
предполагает обучение самостоятельному выполнению тестовых заданий, написанию
итогового сочинения и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного курса русского языка 10-11 классов отражает обязательную для
всех школьников и инвариантную часть школьного образования, которая обеспечивается
часами, включёнными в федеральный компонент федерального базисного учебного плана.
Обязательный курс подкрепляется системой элективных курсов — учебными предметами
по выбору учащихся.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает элективные занятия в 10-11 классах по 1 часу в неделю, что
составляет 34 часа в год, 68 часов за 2 года обучения.
Элективный курс «Подготовка к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку»
рассчитан на учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет
программу русского языка и литературы 10-11-х классов и построен в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к итоговому сочинению и моделями заданий ГИА по
русскому языку в формате ЕГЭ.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, совершенствование
речевой культуры, формирует стабильные речевые и коммуникативные умения и навыки
владения устной и письменной речью. Курс эффективен при организации занятий,
ориентированных на подготовку к государственной итоговой аттестации, где учащиеся
должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского
языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цели элективного курса:
 сформировать
у
обучающихся
предметные
компетенции
(языковые,
лингвистические, коммуникативные), необходимые для успешной сдачи ГИА по
русскому языку в форме ЕГЭ;
 обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся
на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,
профессионально-трудового выбора, личностного развития.
Задачи элективного курса:
1) повторить, обобщить и систематизировать полученные знания по основным разделам русского языка за курс 10-11 классов, необходимые для сдачи ГИА по русскому языку
в форме ЕГЭ;
2) закрепить орфографические и пунктуационные умения, необходимые для
выполнения тестовых заданий и написания творческих работ;
3) сформировать умения информационной обработки текстов;
4) активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи;
5) сформировать навыки работы над итоговым сочинением-рассуждением на
литературную тему;
6) научить писать сочинения по тексту в формате ЕГЭ по русскому языку;
7) психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой
аттестации.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы
изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ
по русскому языку.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать
языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции; научить применять
орфографические и пунктуационные правила, приобрести устойчивые речевые навыки).
В ходе занятий учащиеся должны:
 овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой, лингвистической
и коммуникативной компетенции 11-классников;
 овладеть приемами обработки информации исходного текста;
4



научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя)
понимать формулировку заданий и выполнять их по образцу;
 научиться четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
 осуществлять осознанный выбор формата сочинения в соответствии с
личностными предпочтениями;
 овладеть структурой сочинения и методикой подбора аргументов;
 научиться грамотно писать сочинения-рассуждения на литературную тему и в
формате ЕГЭ по русскому языку;
 научиться самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.
В результате курса «Подготовка к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому
языку» обучающиеся смогут:
 классифицировать сочинений по проблематике, тематике и жанрам, определять
своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа;
 анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;
 создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;
 аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать
собственную позицию;
 осуществлять речевое оформления собственных работ;
 уместно употреблять средства художественной выразительности;
 редактировать собственные сочинения.

5

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Структура и содержание элективного курса предполагают, что учащиеся должны
овладеть практическими умениями выполнения экзаменационной работы. В результате
изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ, то
есть получат всю необходимую информацию о предстоящем экзамене, научатся заполнять
бланки, писать итоговое сочинение и сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку,
узнают свои права и систему оценивания работ. Ребята повысят уровень качества знаний
по русскому языку и литературе, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
Программа элективного курса обеспечивает достижение выпускниками основного
общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1.
Развитие морального сознания и компетентности в решении этических проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам.
2.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и сп особности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Умение извлекать информацию из различных источников.
Умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форм.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации и передачи информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты
Применение знаний о языке в практике правописания, при анализе языковых
единиц и явлений, при создании собственного текста.
Понимание и интерпретация текста.
Создание связного высказывания, выражающего мнение ученика по поводу
прочитанного текста.
Аргументация своего мнения, опираясь на содержание текста, жизненный или
читательский опыт.

1.
2.

3.
4.

5.
6.
7.
8.

9.

1.
2.
3.
4.

6

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над итоговым
сочинением, выполнение тестовых заданий части 1 ЕГЭ, написание сочинениярассуждения по содержанию прочитанного текста части 2 ЕГЭ.
Итоговое сочинение – это условие допуска к государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования. Оно, с одной стороны,
носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых
компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения
выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой
стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения
аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Элективный курс учит
развивать мысль на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает
возможность высказать то, что тревожит и волнует. Работа над сочинением приобщает
учащегося к творчеству, позволяет выразить свою позицию, свой взгляд на мир,
реализовать себя в написанном.
Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению тестовых заданий
части 1. Ответ на 26 заданий части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры
(числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без
пробелов, запятых и других дополнительных символов.
При подготовке к выполнению задания 1 формируется практическое умение делать
стилистический анализ текста; к заданию 2 – выявлять смысловые отношения в тексте,
средства связи предложений в тексте; к заданию 3 - определять значение слова; задание 4
связано с использованием знаний из раздела «Орфоэпия», задания 5, 6 – «Лексика»,
здания 7,8 – «Грамматика», задания 9 - 15 направлены на формирование
орфографического навыка написания морфем; задания 16 - 21 связаны с использованием
знаний из разделов «Синтаксис» и «Пунктуация»; задания 21-25 — «Текст» (с
определением типа речи, средства связи предложений в тексте, языковых средств
выразительности)
Третья важная составляющая программы – подготовка ко 2 части, содержащей задание
27 открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), которое проверяет умение
создавать собственное высказывание на основе прочитанного печатного текста. Учитель
при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих
умений:
 понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания);
 проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором
средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;
 цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;
 композиционно оформлять текст;
 выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и
демонстрируя такие значимые качества речи, как богатство, выразительность,
точность, ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения,
составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи
– развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
Целесообразно познакомить каждого одиннадцатиклассника с критериями оценивания
сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем,
поможет объективно оценивать собственную работу.

7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ
СОЧИНЕНИЮ И СОЧИНЕНИЮ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Подготовка к итоговому сочинению
Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу,
предполагающую изложение обучающимися своих мыслей на заданную тему, и уже более
200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня речевого и
интеллектуального развития обучающихся. Умение писать сочинение формируется в
первую очередь в процессе изучения русского языка и литературы и необходимо и для
контроля уровня усвоения разных учебных предметов (прежде всего дисциплин
гуманитарного цикла). Для создания развернутых письменных ответов на вопросы,
написания текстов докладов и рефератов практически по всем предметам необходимо
использовать общие метапредметные умения, связанные с пониманием темы (вопроса),
аргументацией своих мыслей, логико-композиционными способами построения
рассуждения, речевыми и грамматическими правилами оформления собственного текста.
Обучение
сочинению
способствует
реализации
следующих
важных
метапредметных результатов, обозначенных в ФГОС среднего общего образования, а
именно:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности,
осуществлять и корректировать их;
2) готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;
3) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов;
4) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
мысли, использовать адекватные языковые средства.
При подготовке обучающегося к написанию сочинения особое внимание следует
уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Начинать
нужно с многостороннего анализа готовых художественных и публицистических текстов,
включающего в себя осмысление целевой установки высказывания, его назначения и
предполагаемых результатов воздействия на человека.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить
анализировать готовые тексты, выявлять смысл и способы создания речевых
высказываний, прослеживать путь от мысли к ее словесному воплощению, а также
определять коммуникативную задачу текста, т.е. вычленять главную информацию,
определять тему и микротемы текста, логический и композиционный замысел, уметь
делать анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.
Подготовка к итоговому сочинению предполагает регулярную практику
выполнения письменных заданий на основе изучаемых литературных произведений (или
их фрагментов). При этом важно обращать особое внимание на предметные результаты
обучения:
1) применение знаний о нормах русского литературного языка в речевой практике;
2) владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;
3) знание содержания произведений русской и мировой литературы;
4) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных
письменных высказываниях;
5) владение навыками анализа художественных произведений в единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
В процессе подготовки к сочинению важно обучающихся ознакомить с
особенностями тем итогового сочинения, а также критериями оценивания.
Подготовка к решению тестовых заданий ЕГЭ
Первая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с
кратким открытым ответом.
8

Данные задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания
исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных
категорий этого текста, его стилистическую окраску, а также ориентированы на проверку
орфографических знаний и умений.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления,
проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения
орфографическими и речевыми нормами.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те,
которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при-,
правописание суффиксов глаголов, прилагательных, причастий, существительных и
наречий.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над
паронимами, синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над
построением синонимических рядов (при выделении доминанты), над умением грамотно
употреблять слова, избегая речевой избыточности, а также над выразительностью речи
(метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо особое внимание уделить
заданиям на обособленные члены предложения, сложным предложениям с несколькими
видами связи и сложноподчиненным предложениями с несколькими придаточными.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Вторая часть работы ЕГЭ содержит творческое 27 задание, которое проверяет
коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание.
Оно позволяет оценить, насколько грамотно выпускник умеет сформулировать одну
из проблем, поставленных автором текста, прокомментировать сформулированную
проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста,
которые важны для понимания проблемы исходного текста, дать пояснение к каждому
примеру-иллюстрации, указать смысловую связь между примерами-иллюстрациями
и проанализировать её. Важный шаг при подготовке к сочинению – приобретение навыка
определить позицию автора (рассказчика), а также выразить и обосновать своё отношение
к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения
творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение
необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной
деятельности.
Умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести
беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания.
Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности
своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы,
эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как
ответственность за свои взгляды и принципы.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению рассуждению. При этом необходимо подробно рассмотреть специфику рассуждения, его
структуру, лексические, морфологические и синтаксические особенности, так как при
построении собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип
речи.

9

10

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10 КЛАСС
1. Введение. Значение элективного курса, его задачи
Особенности проведения итогового сочинения: цели, содержание, структура, учебные
пособия. Особенности формулировок тем итогового сочинения.
Организация и технология проведения итогового сочинения по русскому языку.
Особенности заполнения бланков. Требования к итоговому сочинению. Критерии
оценивания сочинения.
2. Анализ формулировки темы сочинения
Понятия «направление» и «тема сочинения». Многообразие форм сочинений. Подходы
к трактовке художественного текста. Логический анализ и осмысление формулировки
темы. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного материала.
Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров. Проблемный вопрос в
темах различной формулировки. Преобразование темы-понятия в вопрос. Работа с
формулировкой темы. Ключевые слова темы. Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме.
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование.
3. Композиция сочинения
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы,
соответствие определённой стилистике. Коммуникативная задача текста (вычленение
главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и
композиционный замысел. Сочинение как смысловое и структурное единство. Абзац в
сочинении и его значение. Общая схема сочинения: вступление, основная часть,
заключение. Соотношение частей сочинения. Объем сочинения.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров.
Зависимость структуры сочинения от его типа.
Алгоритм написания сочинения. Развёрнутый план работы рад сочинением. Структура
сочинения.
Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историколитературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное,
публицистическое, лирическое). Анализ образцов вступлений. Создание собственных
вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование вариантов вступлений по одной
теме.
Аргументация. Формулировка тезисов сочинения. Авторское «я» в сочинении.
Написание тезисов к заданным темам. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения;
включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на
выбранный материал.
Заключительная часть сочинения. Способы лексического и грамматического
оформления концовки сочинения. Анализ текстов с нарушением логической
последовательности расположения частей сочинения и мыслей. Корректирование
логических ошибок.
Анализ образцов и написание собственных работ. Редактирование и рецензирование
написанного.
Речевое
оформление.
Обоснованное
использование
средств
выразительности. Редактирование текста сочинения
11 КЛАСС
1. Введение. Значение элективного курса, его задачи
Особенности ЕГЭ по русскому языку: цели, содержание, структура, учебные пособия.
Демонстрационная версия КИМ ЕГЭ.
Организация и технология проведения ЕГЭ по русскому языку. Особенности
11

заполнения бланков экзаменационной работы. Критерии оценки выполнения заданий.
2. Фонетика, орфография, морфология
Орфоэпия. Постановка ударения. Три принципа русской орфографии: традиционной,
фонетический и морфологический. Неизменяемые приставки, подверженные оглушению
и озвончению. Изменяемые приставки на -З-/-С-, зависящие от звонкости / глухости
последующего согласного. приставок ПРЕ- / ПРИ-, зависящих от значения. Приставки
НЕ- / НИ- в отрицательных местоимениях и наречиях. Одна и две буквы Н в суффиксах
прилагательных, причастий, наречий и существительных. Суффиксы существительных,
прилагательных, глаголов и причастий. Правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и
раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
3. Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы,
паронимы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Многозначность
слова. Прямое и переносное значение слова. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты как выразительные средства языка.
Фразеология. Типы фразеологических единиц. Их использование в речи. Понятие
фразеологизма. Отличие фразеологизма от слова. Украшение речи как основная функция
фразеологизма. Переносный смысл как основное свойство фразеологизма. Происхождение
фразеологизмов. Синонимия и антонимия во фразеологии.
4. Грамматические нормы русского языка
Словообразовательная
норма.
Способы
словообразования.
Ошибочное
словообразование.
Предупреждение
ошибок
при
словообразовании
и
словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей
речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение
словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Интонационная норма. Нормы согласования
(правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование
определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы
примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая
синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при
нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
5. Синтаксис и пунктуация
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Понятие, основные
принципы выделения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее
и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных
членов предложения в разных стилях речи.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.
Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль
сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены
предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов -омонимов.
Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование
вводных слов как средства связи предложений в тексте.
12

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как
средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в
сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Виды сложноподчиненных предложений. Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении. Три способа расположения главного и
придаточного предложений в сложноподчиненном предложении. Три вида подчинения в
сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Использование
сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
6. Язык и речь. Информационная обработка публицистических и художественных
текстов
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств. Публицистический и художественный стили речи и их
особенности.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы речи. Тема, идея,
проблема текста и способы их установления и формулирования. Композиция, логическая,
грамматическая структура текста. Средства и виды связи предложений в тексте.
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац как сред ство
смыслового членения текста. Сжатие (компрессия) текста. Главная и второстепенная
информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические,
синтаксические. Структура рассуждения как функционально-смыслового типа речи.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи
(произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис).
Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Исходные тексты, их
характеристика. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе
выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки
проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария
проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке
позиции автора в письменной работе.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в
абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и
выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. Этическая
норма.

13

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА. 10 КЛАСС
1. Введение. Значение элективного курса, его задачи (2 часа)
1. (1.) Лекция. Особенности проведения итогового сочинения: цели, содержание,
структура, учебные пособия. Особенности формулировок тем итогового сочинения.
2. (2.) Лекция. Организация и технология проведения итогового сочинения по русскому
языку. Особенности заполнения бланков. Требования к итоговому сочинению. Критерии
оценивания сочинения.
2. Анализ формулировки темы сочинения (7 часа)
3. Лекция. Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста.
Алгоритм написания сочинения.
4. Практикум. Понятия «направление» и «тема сочинения». Выбор темы и логический
анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого
литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров.
5. Практикум. Работа с формулировкой темы.
Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы-понятия в
вопрос. Ключевые слова темы.
6. Практикум. Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом.
Средства художественной выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики темафоризмов. Толкование темы-афоризма.
7. Практикум. Сужение и расширение темы.
Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста.
8. Практикум. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме.
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн,
диамант и штрих к ключевым словам темы. «Тонкие» и «толстые» вопросы в рамках
темы.
9. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование.
3. Композиция сочинения (25 часов)
10. (1) Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сочинение как смысловое и
структурное единство. Общая схема сочинения: вступление, основная часть, заключение.
Соотношение частей сочинения. Объем сочинения.
11. (2) Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.
Коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и
микротем текста). Сбалансированность частей работы, соответствие определённой
стилистике.
12. (3) Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Средства и виды связи
предложений в тексте. Алгоритм написания сочинения. Развёрнутый план работы рад
сочинением. Структура сочинения.
13. (4) Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац как
средство смыслового членения текста. Классификация сочинений по проблематике,
тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
14. (5) Вступительная часть сочинения.
Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное,
биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое).От вопроса темы к
вступлению. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию
вступления. Анализ образцов вступлений.
15. (6) Практикум. Написание вступления к сочинению.
Создание собственных вариантов вступлений к заданным темам. Моделирование
вариантов вступлений по одной теме. Анализ вступлений к школьным сочинениям.
16. (7) Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению. Способы
лексического и грамматического оформления концовки сочинения. Анализ текстов с
14

нарушением логической последовательности расположения частей сочинения и мыслей.
Корректирование логических ошибок. Анализ образцовых заключений.
17. (8) Практикум. Заключение к сочинению. Учимся писать вывод сочинения. Анализ
заключений к школьным сочинениям.
18. (9) Главная часть сочинения: Тезисы. Практикум. Учимся формулировать тезисы
сочинения. Написание тезисов к заданным темам.
19. (10) Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении. Способы
ввода аргументов в текст сочинения.
20. (11) Практикум. Аргументация. Учимся аргументировать тезис Анализ аргументации в
школьном сочинении.
21. (12) Практикум. Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы
сочинения. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой
литературы в текст сочинения. Рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал.
22. (13) Работа с иллюстративным материалом. Способы включения иллюстративного
материала в текст сочинения. Анализ проблематики темы и эпизодов художественных
произведений, ее иллюстрирующих. Анализ школьных сочинений и примеров из
художественной литературы, представленных в них.
23. (14) Практикум. Соразмерность частей сочинения.
Работа над композицией сочинения-рассуждения. Соответствие сочинения критериям
оценки. Работа над абзацным членением текста. Структурные компоненты сочинения, их
объем и соразмерность. Творческая работа. Редактирование текста сочинения
24. (15) Лекция с элементами беседы. Основы грамотного письма. Виды грамматических
ошибок. Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные
грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные
ошибки. Редакторская работа с текстом.
25. (16) Практикум. Речевые ошибки в сочинении.
Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
26. (17) Практикум. Этические и фактические ошибки.
Определение этических и фактических ошибок. Их виды и способы предупреждения.
Редакторская работа с текстом.
27. (18) Практикум. Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
28. (19) Лекция с элементами беседы. Изобразительно-выразительные средства языка и
речи. Тропы и синтаксические фигуры.
29. (20) Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.
Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая
работа.
30. (21) Практикум. Изобразительные возможности лексики.
Основные термины лексикологии. Практическая работа с антонимами, синонимами,
омонимами, фразеологизмами.
31. (22) Практикум. Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по
выработке индивидуального стиля.
Сочинение
32-33. (23-24) Контрольная работа 6. Сочинение-рассуждение
34. (25) Анализ ошибок в сочинении. Редактирование и рецензирование написанного.

15

№
П/П

ТЕМАТИКА КУРСА

КОЛ-ВО
ЧАСОВ

1. Введение. Значение элективного курса, его задачи (2 часа)
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Особенности проведения итогового сочинения: цели, содержание, структура,
учебные пособия. Особенности формулировок тем итогового сочинения.
Организация и технология проведения итогового сочинения по русскому языку.
Особенности заполнения бланков. Требования к итоговому сочинению. Критерии
оценивания сочинения
2. Анализ формулировки темы сочинения (7 часа)
Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста.
Алгоритм написания сочинения
Практикум. Понятия «направление» и «тема сочинения». Знание и понимание
привлекаемого литературного материала
Практикум. Работа с формулировкой темы.
Практикум. Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом.
Практикум. Сужение и расширение темы.
Практикум. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме.
Выбор темы сочинения.
3. Композиция сочинения (25 часов)
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сочинение как смысловое и
структурное единство.
Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Вступительная часть сочинения.
Практикум. Написание вступления к сочинению.
Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению
Практикум. Заключение к сочинению.
Главная часть сочинения: Тезисы.
Формулировка аргументов
Практикум. Аргументация
Практикум. Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия
темы сочинения
Работа с иллюстративным материалом
Практикум. Работа над композицией сочинения-рассуждения
Лекция с элементами беседы. Основы грамотного письма
Практикум. Речевые ошибки в сочинении.
Практикум. Этические и фактические ошибки
Практикум. Логические ошибки в сочинении.
Лекция с элементами беседы. Изобразительно-выразительные средства языка и
речи.
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.
Практикум. Изобразительные возможности лексики.
Практикум. Выбор стиля. Оригинальность
Контрольная работа. Сочинение-рассуждение
Анализ ошибок в сочинении
Редактирование и рецензирование написанного

16

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА. 11 КЛАСС
1. Введение. Значение элективного курса, его задачи (1 час).
1. (1.) Лекция. Введение. Особенности ЕГЭ по русскому языку: цели, содержание,
структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Организация и технология
проведения ЕГЭ по русскому языку. Особенности заполнения бланков экзаменационной
работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Фонетика, орфография, морфология (4 часа).
2. (1) Орфоэпия. Правильная постановка ударения. Орфоэпический минимум.
Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
3. (2) Три принципа русской орфографии: традиционной, фонетический и
морфологический. Правописание приставок. Правописание корней.
4. (3) Правописание суффиксов. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах. Правописание
личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего и прошедшего времени.
5. (4) Правописание НЕ с различными частями речи. Слитное, дефисное, раздельное
написание слов.
Контрольная работа 1. Тест на 4, 9 - 15 задания.
3. Лексикология и фразеология (3 часа).
6. (1) Лексика. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Точность
словоупотребления. Речевые ошибки на лексическом уровне. Многозначность слова.
Прямое и переносное значение слова. Паронимы.
7. (2) Фразеология. Типы фразеологических единиц. Их использование в речи. Понятие
фразеологизма. Происхождение фразеологизмов. Метафоры, олицетворения, сравнения,
эпитеты как выразительные средства языка.
8. (3) Лексическое многообразие лексики русского языка: паронимы, омонимы, синонимы,
антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Контрольная работа 2. Тест на 5 – 6, 24, 26 задания.
4. Грамматические нормы русского языка (2 часа).
9. (1) Словообразовательные и морфологические нормы. Правила и нормы образования
форм слов разных частей речи. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне, их предупреждение.
10. (2) Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с
подлежащим, согласование определений с определяемым словом), управления,
примыкания. Построение предложения с деепричастием. Синтаксические нормы. Правила
преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении
синтаксических норм, их предупреждение.
5. Синтаксис и пунктуация (3 часа).
11. (1) Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при словах и
конструкциях, не связанных с членами предложения.
12. (2) Знаки препинания в сложносочиненном, в сложноподчиненном, в бессоюзном
сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы.
13. (3) Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Контрольная работа 3. Тест на 7,8, 16 - 21 задания.
6. Язык и речь. Информационная обработка публицистических и художественных
текстов (18 часов).
14. (1) Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте.
15. (2) Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении
стиля текста, его фрагмента.
16. (3) Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.
Контрольная работа 4. Тест на 1 – 3, 23, 25 задания.
17

17. (4) Лекция. Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы.
Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое
оформление, грамотность). Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания
сочинения.
18. (5) Практикум. Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная
насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.
19. (6) Практикум. Формулировка проблемы исходного текста. Проблематика текстов для
выполнения задания № 27 КИМов ЕГЭ. Работа над типичными ошибками при
формулировании проблемы. Редактирование.
20. (7) Практикум. Проблема и её комментарий. Способы комментирования проблемы, его
письменное оформление.
21. (8) Практикум. Примеры из текста, смысловая связь между ними. Отработка умений
оформления всех частей сочинения: проблема, 2 примера, смысловая связь.
22. (9) Практикум. Авторская позиция, её отражение в тексте. Автор и рассказчик: в чем
разница? Знакомство с информацией об авторе текста. Требования к отражению авторской
позиции в письменной работе выпускника. Способы ее включения в сочинение. Типовые
конструкции для выражения авторской позиции.
23. (10) Практикум. Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники
аргументации. Этическая норма. Аргументация, основанная на читательском опыте.
Аргументация, основанная на жизненном опыте (источники информации)
24. (11) Практикум. Анализ письменных работ.
25. (12) Лекция с элементами беседы. Основы грамотного письма. Виды ошибок в
школьных сочинениях
26. (13) Практикум. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность в
письменной работе. Требования к точности и выразительности речи экзаменационной
работы. Речевые ошибки и недочёты.
27. (14) Практикум. Определение этических, фактических, логических ошибок. Их виды и
способы предупреждения. Редакторская работа с текстом.
28-29. (15) Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)
30-31. (16) Анализ и редактирование работ. Подготовка к репетиционному экзамену.
Психологическая подготовка к экзамену
32-33. (17) Итоговая зачётная работа в форме репетиционного ЕГЭ
34. (18) Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ
№
П/П

ТЕМАТИКА КУРСА

КОЛ-ВО
ЧАСОВ

1.Введение. Значение элективного курса, его задачи
1

Лекция. Введение. Особенности ЕГЭ по русскому языку: цели, содержание,
структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией
2. Фонетика, орфография, морфология (4 часа).

1

2
3
4
5

Орфоэпия. Правильная постановка ударения. Орфоэпический минимум
Три принципа русской орфографии
Правописание суффиксов.
Правописание НЕ с различными частями речи.
3. Лексикология и фразеология (3 часа).

1
1
1
1

6
7
8

Лексика. Лексическое значение слова. Лексические нормы
Фразеология. Типы фразеологических единиц
Паронимы, омонимы, синонимы, антонимы

1
1
1

18

4. Грамматические нормы русского языка (2 часа).
9
10

Словообразовательные и морфологические нормы.
Нормы согласования
5. Синтаксис и пунктуация (3 часа).

1
1

11 Знаки препинания в простом предложении с однородными членами
1
12
Знаки препинания в сложном предложении
1
13 Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
1
6. Язык и речь. Информационная обработка публицистических и художественных текстов
(18 часов).
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функциональные стили, их специфика
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки
Лекция. Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы.
Практикум. Исходные тексты, их жанровое многообразие
Практикум. Формулировка проблемы исходного текста
Практикум. Проблема и её комментарий.
Практикум. Примеры из текста, смысловая связь между ними.
Практикум. Авторская позиция, её отражение в тексте.
Практикум. Аргументация собственного мнения по проблеме.
Практикум. Анализ письменных работ.
Лекция с элементами беседы. Виды ошибок в школьных сочинениях
Практикум. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность в
письменной работе
Практикум. Определение этических, фактических, логических ошибок. Их виды
и способы предупреждения
Тренировочно-диагностическая работа
Тренировочно-диагностическая работа
Анализ и редактирование работ.
Анализ и редактирование работ.
Итоговая зачётная работа в форме репетиционного ЕГЭ
Итоговая зачётная работа в форме репетиционного ЕГЭ
Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ

19

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы элективного курса предполагает наличие учебного кабинета для
филологических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места для обучающихся (столы, стулья);
- компьютер;
- монитор или проектор с экраном;
- доска;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- учебные и художественные аудио-, видео- и DVD-материалы.
Методическое обеспечение кабинета:
- Методические указания для выполнения практических и самостоятельных работ;
- Справочники и словари;
- Комплекты раздаточных материалов по темам;
- Тесты по русскому языку, культуре речи, литературе.
Наглядные средства обучения:
- Изобразительные (образные и условно-схематические) – фотографии, картины,
альбомы с иллюстративным материалом, презентации и слайды по темам, учебные
видеоролики;
- Локальные ТСО – экранные (учебные фильмы), звуковые (магнитофонные записи,
лазерные диски и пр.), аудиовизуальные (кинофильмы, видеофильмы);
- Раздаточный материал по темам учебных дисциплин.
Использование информационных технологий в профессиональной деятельности:
компьютер, программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для
проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 11 классе;
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения основного
государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 11 классе; Кодификатор элементов
содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного
государственного экзамена
по
РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
//
Режим
доступа:
https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
2. Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения
заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2022 /Под редакцией И.П. Цыбулько. М., 2022 //
Режим доступа: https://fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf
Дополнительные источники
Список литературы
1. Д. Архарова, Т. Долинина, А. Чудинов. «Русский язык. Единый государственный
экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения
(задание 27). М., 2019.
2. Беляева Н.В., Новикова Л.В. и др. Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы
к оцениванию по критериям, - М., 2020
3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном
20

экзамене. М.: Айрис-пресс, 2019.
4. Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация.
Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2019.
5. Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ. М., 2019.
6. «ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к написанию сочинения)» / Г.Т.
Егораева. – М., 2019.
7. «ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация.
Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами» /
Г.Т. Егораева. – М., 2020.
8. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе от экспертов в области подготовки к ЕГЭ
Н.А. Сениной, А.Г. Нарушевича и И.С. Нарушевич. Издательство «Легион» Русский язык.
Литература, 2015
9. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для проведения в 2020 году единого государственного
экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон. текст дан. - Москва:
ФИПИ, 2022.
10. Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение задания 27 ЕГЭ. М.:
«Астрель», 2017.
11. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для экспертов. ФИПИ. М., 2019, 2020.
12. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов -на-Дону.:
Легион-М, 2019.
13. Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным
и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков.- //АСТ,Астрель, Москва,
2008
14.Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение»
ООО «Издательство Астрель», 2019.
15. Трошева Т.Б. Русский язык: ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Пермь, 2015.
16. Чумакевич Э.В. «Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы». М., 2011.
Интернет-ресурсы:
http://4ege.ru/
http://www.fipi.ru/
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty
(Обязательное
знание
нормативной и правовой документации по сдаче ЕГЭ)
http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/egerus/ (тестовый режим подготовки)
http://sochinenie11.ru/o/140-2-knigi-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu.html;
https://rus-ege.sdamgia.ru/
http://russkiy-na-5.ru/
http://sochinenie.wikivote.ru;
https://mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332

21


Наверх

О внесении изменений в Порядок расчета размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».