Искусство создания текста 9 класс

1. Пояснительная записка
Элективный курс «Комплексный анализ текста» для 9 класса составлен на основе Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Согласно действующему учебному плану элективный курс предусматривает в 9 классе
обучение в объёме 1 часа в неделю - 34 занятия в год.
Актуальность выбора данного электива для 9-классников в том, что содержание курса, вопервых, систематизирует знания о тексте, необходимые учащимся для успешного прохождения
ОГЭ (при написании сжатого изложения, сочинения и выполнения тестовых заданий,
связанных с текстом и словом в тексте, а также при создании устных высказываний на
заданную тему), а во-вторых, помогает школьникам больше практиковаться в написании
изложений, сочинений, создании устных высказываний и, таким образом, совершенствовать
языковые умения и навыки.
Содержание элективного курса строится на основе компетентностного подхода, т.е. курс
русского языка и соответствующий элективный курс «Комплексный анализ текста» призваны
развивать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Цели курса:
1. Формирование и совершенствование умения проводить языковой анализ художественного
текста.
2. Овладение учащимися навыками практической грамотности; отработка орфографической
зоркости при редактировании своих и чужих текстов.
3. Совершенствование умения создавать собственный связный текст на основе прочитанного
или прослушанного, используя разные виды анализа текста
Задачи курса:
1. Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для овладения различными
видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым и поисковым), умений
анализировать смысловую структуру текста, видеть особенности стиля художника слова и
умений создавать вторичные тексты.
2. Формирование у учащихся навыков самостоятельного создания текстов, умения критически
оценивать их.
3. Вырабатывать умение находить средства связи, определять тему текста, функциональный
стиль и тип речи; определять тему, идею. Находить опорные слова. Делить текст на смысловые
отрезки и устанавливать между ними логическую связь.
4. Совершенствовать умение создавать собственное устное высказывание на предложенную
тему
Коммуникативная компетенция:
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка
коммуникативных качеств и эффективности речи. Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально – смысловых
типов, стилей, жанров Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и
ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции:
систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
взаимосвязь различных единиц языка и уровней; синонимия в системе русского языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция:
осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского
речевого этикета, культурой межнационального общения.)
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
По орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения;
по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической
тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и
словарями иностранных слов, антонимов.
по словообразованию: толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том
числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); опираться на
словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и
написания слов разных частей речи;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать
литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматикоорфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова
общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно
проверяемыми орфограммами,
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно
выразительно произносить предложения изученных видов; по пунктуации: правильно ставить
знаки препинания во всех изученных случаях.
Анализ текста.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и
средства связи предложений тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые
средства.

Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждениядоказательства.
Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных
типов речи.
Сжимать тексты, используя разные способы компрессии.
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки,
нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться
целесообразного выбора языковых средств.
1. Тематическое планирование
№
п/п
1.

2.

Название
раздела
Введение.
Задачи курса.
Понятие
«комплексный
анализ текста».
Тема и основная
мысль текста.
Практическая
работа.

3.

Микротемы и
составление
плана текста.
Практическая
работа.

4

Способы и
средства связи
предложений в
тексте.
1) Способы
связи
предложений в
тексте.
2) Лексические
и
морфологическ
ие средства
связи

Колво
часов
1

1

1

Виды учебной
деятельности

Содержание

Лекция. Беседа

Слово как основная единица языка.
Понятие «Комплексный анализ
текста».

Коллективная работа
– обобщение и
систематизация знаний
о тексте,
закономерностях его
построения.
Работа в малых
группах – определение
темы и основной
мысли текста.
Практическая работа
Устный опрос. Работа в
парах.
Практическая работа.

Повторение изученного о теме и
основной мысли.
Учиться определять главную мысль
текста и находить ее в самом тексте;
выделять узкие и широкие темы;
подбирать рабочие материалы по
данной теме.

Коллективная работа
– обобщение и
систематизация знаний
о средствах связи
предложений.
Самостоятельная
работа – анализ
текстов.

Расширение представления о
микротемах и абзаце; составление
плана текста путем определения
микротем; составление сложного
плана готового текста и своего
высказывания.
Повторение способов и средств связи
предложений; определение в
отдельных абзацах текста способов и
средств связи предложений.
Последовательное и параллельное
соединение предложений в тексте.

5

6

7-9

10

1113

предложений в
тексте.
Типы речи.
Особенности
композиции
текстов разных
типов речи.
2) Особенности
языкового
оформления
текстов разных
типов речи.
Стили речи.

Коллективная работа
– работа с текстами.

Систематизация сведений о типах
речи; расширение представления о
строении различных видов
рассуждений: доказательств,
размышлений, объяснений; в тексте
художественного произведения
находить различные типы речи.

Коллективная работа
– работа с текстами.

Стили речи: (сфера употребления,
задача речи, характерные языковые
средства). Нахождение в тексте
языковых средств, характерных для
разных стилей речи. Создание устных
и письменных высказываний: сбор
материала к сочинению с учетом
стиля речи и темы) и систематизация
его; расширение представления о
языковых средствах, характерных для
различных стилей речи. Особенности
строения устных и письменных
публицистических и художественных
высказываний (задача речи, структура
текста, характерные языковые и
речевые средства).

Орфографическ
ий анализ
текста.
1) Орфограммы
в приставках,
суффиксах.
2) Орфограммы
в корнях.
3) Н-НН в
разных частях
речи.
Средства
выразительност
и.

Тестовые задания для
подготовки к ГИА

Орфограммы в приставках, корнях, ННН в разных частях речи,
правописание гласных после
шипящих и . Употребление мягкого
и твердого знаков. Слитное, дефисное,
раздельное написание слов различных
частей речи. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание
суффиксов прилагательных,
причастий, глаголов.

Тестовые задания для
подготовки к ГИА

1)
Выразительное
чтение текста
как искусство
звучащего слова

Работа с текстами.
Подготовка к устной
части ГИА.
Работа в парах.

Повторение и закрепление понятий о
тропах и фигурах речи. Умение
находить их и определять роль
средств выразительности в
художественном и публицистическом
текстах.
Выразительное чтение как тест на
понимание текста.
Работа над интонацией. Выявление
ключевых слов текста.

1416

2) Отработка
навыков.
3) Отработка
навыков.
1) Приёмы
сжатия текста.
2-3) Практикум

Работа с текстами.

Устное
изложение
прочитанного
текста
Сжатое
изложение
Практическое
занятие

Тестовые задания для
подготовки к ГИА.
Работа в парах.

1920.

1) Лексический
анализ текста.
2) Практикум.

2124.

1)
Синтаксический
анализ текста.
2)Словосочетан
ие и
предложение.

Беседа о лексических
изобразительновыразительных
средствах языка.
Работа в парах –
анализ лексических
средств на материале
текстов
художественных
произведений.
Анализ текста
Коллективная работа
– обобщение и
систематизация знаний
о синтаксических
единицах языка.
Самостоятельная

17

18

Фронтальная работа –
анализ текста, затем
самостоятельное
сжатое изложение

Знакомство с содержательными
приёмами компрессии текста
(разделение информации на главную и
второстепенную, исключение
несущественной и второстепенной
информации; свёртывание исходной
информации за счёт обобщения
(перевода частного в общее) и
основными языковыми приёмами
компрессии исходного текста (замены
однородных членов обобщающим
наименованием; предложения или его
части указательным местоимением;
предложения или его части
определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим
значением; сложноподчинённого
предложения простым; исключения
повторов, фрагмента предложения,
одного или нескольких из синонимов;
слияния нескольких предложений в
одно).
Формирование навыка сжатия текста.
Совершенствование навыка анализа
текста, сжатия текста
Совершенствование навыка анализа
текста, сжатия текста, письменного
пересказа текста. Применение
алгоритма действий при написании
сжатого изложения
Определение лексического и
грамматического значений слова,
прямое и переносное значение,
синонимы, антонимы, омонимы,
паронимы. Общеупотребительные и
необщеупотребительные слова.

Словосочетание и предложение как
основные единицы синтаксиса.
Главные и зависимые части
словосочетания; главные и
второстепенные члены предложения.
Понятие простого и сложного

25

26

2729

3032

3) Осложнения
в простом
предложении.
4) Сложное
предложение.
Разные виды
связи.

работа – анализ
синтаксических
единиц.
Тестовые задания для
подготовки к ГИА

Создание
собственного
связного
устного
высказывания
на
предложенную
тему
1) Сочинение –
рассуждение на
основе
прочитанного
текста.
Структура.
2) Речевые
клише.
3) Отработка
алгоритма
написания
сочинения.
Практическая
работа.

Тестовые задания для
подготовки к ГИА.
Работа в парах.

предложения.
Предложение с однородными
членами, обращением и прямой
речью.
Синонимика сложносочиненных
предложений с различными союзами.
Стилистические особенности
сложносочиненного предложения и
простых предложений.
Стилистические особенности
сложноподчиненного и простого
предложения.
Использование сложноподчиненных
предложений разного вида в разных
типах речи Выразительные
особенности бессоюзных
предложений. Синонимика простых и
сложных предложений с союзами и
без союзов.
Правильное построение сложных
предложений с разными видами связи.
Уместное употребление их
(преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности
сложного предложения с разными
видами связи

Лекция. Коллективная
и индивидуальная
работа с текстами.
Анализ текста

Раскрытие темы в широком
общекультурном плане. Структура
сочинения – рассуждения. Алгоритм
написания сочинения – рассуждения
по данному тексту.
Речевые клише, используемые в
сочинении - рассуждении

Создание текста
сочинениярассуждения.

Построение собственного
высказывания в соответствии с типом
речи рассуждение. Аргументация
положений творческой работы.
Самостоятельная интерпретация
одного из ключевых фрагментов

33
34.

Комплексный
анализ текста.

Определение уровня
лингвистической
подготовки учащихся.
Индивидуальная
работа – устранение
грамматических
ошибок и речевых
недочетов.

текста.
Тестовые задания для подготовки к
ГИА

Итого: 34 часа
1. Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по
русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2009, №5.
Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах средней школы.- М., 2010.
Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.
ГИА – 2024: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. /
авт.-сост. И.П. ыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2023
Учебные словари
Материалы для обучения чтению.
Использование технических средств, СМИ и Интернета:
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru /.
Аудиозаписи 1) https://sdam-rus.ru/audiozapisi-i-teksty-izlozhenij-oge-2018-s-sajta-fipi/2)
https://yandex.ru/tutor/subject/problem/?problem_id=T8505


Наверх

О внесении изменений в Порядок расчета размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».