Орфографический практикум. 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Орфографический практикум» для обучающихся 7 классов на уровне
основного

общего образования подготовлена на основе Федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.,
№ 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а
также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной
программы

основного

общего

образования

в

части

требований,

заданных

Федеральным

государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области
«Русский язык». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка,
входящего в предметную область «Русский язык». Цели курса русского языка в рамках
образовательной области «Практикум по русскому языку» имеют специфику, обусловленную
практической направленностью по своему содержанию характером курса.
В содержании курса «Практикум по русскому языку» предусматривается расширение сведений по
морфологии, словообразованию, орфографии,синтаксису, пунктуации, морфемике, культуре речи,
помогают им лучше овладеть знаниями по русскому языку.
Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка,
в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целями изучения «Практикума по русскому языку» по программам основного общего образования
являются:
- воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений о родном русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в
отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах,

прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения; о таких
явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; об
основных нормах русского литературного языка; о национальных особенностях русского речевого
этикета;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности

к

речевому

взаимодействию

и

взаимопониманию,

потребности

к

речевому

самосовершенствованию;
- совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать,
сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения;
- совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной грамотности
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика идр.);
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по родному языку (русскому), воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как курс, имеющий практический характер, школьный курс практикума по русскому языку
опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский
язык», сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с
основными содержательными линиями основного курса русского языка на уровне основного общего
образования, но не дублируют их в полном объёме и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Практикум по русскому языку» является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Практикум по русскому языку», представленное в рабочей
программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного
общегообразования по русскому языку и рассчитано на общую учебную нагрузку в 7 классе в объеме
34 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа курса состоит из двух разделов: «Практикум по орфографии». Но это, разумеется, не
исключает, а, напротив, предполагает попутное повторение важнейших пунктуационных правил при
рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование
орфографических умений. В 7 классе начинается изучение раздела «Практикум по орфографии».
Изучение

орфографии,

предполагаемое

настоящей

программой,

осуществляется

в

тесной

взаимосвязи с другими разделами языкознания: фонетикой, орфоэпией, графикой, лексикой,
морфемикой, морфологией. Программа предусматривает также работу по комплексному анализу
текста, проведение проверочных работ.
Содержание программы
1. Повторение изученного в 5-6 кл (2 ч.)
Язык и речь. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Нормы в причастиях (8ч.)
Падежные окончания причастий. Образование причастий. Правописание причастий. Нормы в деепричастиях (4
ч.). Образование и правописание деепричастий.
3. Нормы в наречиях (8ч.)
Образование и правописание наречий.
5.Нормы в предлогах(2 ч.)
Правописание предлогов.
6 Союз(4 ч.).
7. Частицы (2 ч.)
Правописание частиц.
8. Междометия.(2 ч.)
Роль междометий в тексте.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по родному языку (русскому) на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии
с

традиционными

российскими

социокультурными

и

духовно-нравственными

ценностями,

принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому) для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,

страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на русском языке;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации,
культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык(русский)»;
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природномунаследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков;
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественногопространства;
эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и другихнародов;
- понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации исамовыражения;
- осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурныхтрадиций и

народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других не осуждая;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же правадругого человека;
трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;
экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решениязадач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности

экологической направленности;
ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка;
- овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познаниямира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного
языкового образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательнымсостоянием
ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей изависимостей объектов
между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой

информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,
таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем илисформулированным
самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вестипереговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
- публично

представлять

результаты

проведённого

языкового

анализа,

выполненного

лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
-

оценивать

качество

своего

вклада

в

общий

продукт

по

критериям,

самостоятельно

сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей ивклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятиерешения в
группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе егореализации;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации ирефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту
и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
- признавать своё и чужое право на ошибку;

- принимать себя и других не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об
этом.
- Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово,
словосочетание, предложение).
- в результате изучения курса учащиеся
- овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему,
поставленную в данном тексте;
- совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки
- смогут проводить различные виды анализа текста
- Создавать тексты-рассуждения на лингвистическую тему.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количес Виды деятельности
тво
часов

Виды, формы
контроля

всего

1.1

Повторение изученного в 5-6 кл

1

2.1.

Нормы в причастиях

4

3.1.

Нормы в деепричастиях

13

Анализировать прозаические ипоэтические тексты с
точки зрения использования в них изобразительновыразительных
языковых средств;
Оперировать понятием
«орфограмма» и различать буквенные и
небуквенные орфограммы при проведении
орфографического анализа слова;
Распознавать изученныеорфограммы;
Применять знания по орфографиив практике
правописания (в том
числе применять знания о
правописании разделительных ъ и ь); Находить и
использовать необходимую информацию;

Устный опрос Письменный
контроль

Письменный контроль
Практическая работа
Контрольная работа

Понимать смыслоразличительнуюфункцию звукаречи в Письменный контроль
Практическая работа
слове; приводить примеры;
Контрольная работа
Распознавать звуки речи по
заданнымхарактеристикам;
Определять звуковой состав
слова; Классифицировать звукипо заданным
признакам;
Различать ударные и безударные гласные, звонкиеи
глухие, твёрдые и мягкие согласные; Объяснять с
помощью элементов транскрипции особенности
произношения и написания слов;
Сравнивать звуковой и буквенный составы
слова;Членить слова на
слоги и правильно переносить слова со строки на
строку; Определять место ударногослога,
наблюдать
заперемещением
ударения приизменении формыслова;
Наблюдать за использованиемвыразительных
средств
фонетики в поэтических произведениях;
Проводитьфонетический анализ слов;
Употреблять слова и их формы в
соответствии с основныминормами
литературного

произношения: нормами произношения
безударных гласных звуков; мягкого или
твёрдогосогласного перед [э] в иноязычных словах;
сочетаниясогласных (чн, чт и др );
грамматических форм
(прилагательных на -его, - ого, возвратных глаголов с
-ся, -сь и др ); Употреблять в речи слова иих формы в
соответствии с нормами ударения (на отдельных
примерах);

2.3.

Нормы в наречиях

2

2.4.

Нормы в предлогах

5

2.5.

Союз

9

Употреблять в речи слова и ихформы в
соответствии с нормами ударения (на отдельных
примерах);
Находить необходимую информацию в
орфоэпическомсловаре и использовать её;
Правильно интонировать разные по цели и
эмоциональной окраскевысказывания; Оценивать
собственную и чужую речь с точкизрения соблюдения
орфоэпическихнорм, нормударения, интонационных
норм

Письменный контроль
Употреблять слова и их формы всоответствии с
Практическая работа
основными нормами литературного произношения:
Контрольная работа
нормами произношения безударных
гласных звуков; мягкого или твёрдогосогласного
перед [э] виноязычных словах; сочетаниясогласных
(чн, чт и др );
грамматических форм
(прилагательных на -его, - ого, возвратных глаголов с ся, -сь и др
)

Применять пунктуационныенормы
постановкизнаков
препинания в предложениях с однородными
членами и обобщающим словомпри них (в рамках
изученного);
Распознавать в предложении обращение;
Устанавливать отсутствие грамматической
связиобращения с
предложением (обращение неявляется членом
предложения);
Правильно интонировать предложения
собращением;
Применять правила
пунктуационного оформленияобращения;
Проводить синтаксический анализ

простыхосложнённыхпредложений;
Анализировать предложения с прямой речью и
сравнивать их с точки зрения позиции слов авторав
предложении и
пунктуационного оформленияэтих предложений;
Самостоятельно формулировать выводы о
пунктуационном оформлении предложений спрямой
речью
Сравнивать простые и сложныепредложения,
сложные
предложения и простые,
осложнённыеоднороднымичленами;
Определять основания для сравнения;
Самостоятельноформулировать выводы;
Анализировать простые и сложныепредложения сточки
зрения
количества грамматических основ; Сравнивать простые
и сложные предложения по самостоятельно
сформулированному основанию;Самостоятельно
формулироватьвыводы; Применять правила
пунктуационного оформления
сложных предложений, состоящихиз частей, связанных
бессоюзной
связью и союзами и, но, а, однако,зато, да;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Письменный контроль
Практическая работа
Контрольная работа

Письменный контроль
Практическая работа
Контрольная работа

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/ п
1

2

Тема урока

Виды, формыконтроля

Повторение изученных орфограмм
в 5-6 классах.

1

Фронтальный,
индивид.опрос, беседа,выполнение упр.

Повторение изученных пунктограмм
в 5-6 классах. Анализ текста.

1

Фронтальный опрос,групп. задания

Орфографические нормы в
причастиях
4
Грамматические и пунктуационные
нормы предложений с причастным
оборотом
5
Орфограммы в действительных и
страдательных причастиях
настоящего времени.
6
Словообразовательные нормы
при образовании
причастий
7
Орфограммы в причастиях.
Н и НН в причастиях
8
Орфографические нормы в
причастиях
9
Рассуждение на
грамматическую тему.
10 КР Контрольная работа потеме
«Причастие»
11
Морфемный состав
деепричастий.
Деепричастия с чередующейся
корневойгласной Е-И.
12
Морфемика и орфография в
деепричастиях. Спряжение
глаголов.
13
Образование деепричастий,
правописание суффиксов.
Возвратность и
переходность глаголов.
14
Работа с текстом: чтение,
составление плана, разбор
предложений с причастными и
деепричастными
оборотами.
15
Словообразовательные
нормы наречий.
16
Правописание наречий с
предлогами. Н и НН в
прилагательных и наречиях.
17
Орфограммы в наречиях: ьзнак на
конце после
шипящих.
3

Количество
часов

1
1

работа с
деформированнымтекстом
Практикум, самостоят.работа

1

Фронтальный, индивид.опрос, объясн
диктант

1

Фронтальный, индивид.опрос, беседа,
выполнение упр.

1
1
1
1
1

Фронтальный,
Индивидуальный опрос
Тестирование
Фронтальный индивид.
опрос,
Фронтальный индивид.
опрос, беседа
Фронтальный и индив.опрос,
выполнение упр.

1

Практикум, самостоят.работа

1

Фронтальный опрос, групп. задания,
беседа

1

Индивид.опрос, устн.работа

1
1
1

Фронтальный опрос,
об. дикт.
Фронтальный опрос,
групп. задания
Фронтальный опрос,групп. задания,
карточки с заданиями

18

19

20

21

22

23
24
25
26

27

28

Орфографические нормы внаречиях:
НЕ- слитно и
раздельно.
Нормы правописания наречий:
слитно, через
дефис, раздельно.
К. Контрольная работа потемам
«Деепричастие»,
«Наречие».
Роль служебных частей речи в
тексте. Работа с текстом по
определению
служебных частей речи.
Морфология и орфография:
традиционное написание слов,
словарные слова,
заимствованные.
Предлог. Морфология и
орфография
Орфограммы в предлогах
Союз. Синтаксические
нормы.
Частицы. Правописание частиц.
Работа с текстом повыявлению
частиц и
определению их роли втексте.
Правописание частиц. Повторение:
Знаки
препинания при обращениии
однородных членов .
Работа с текстом: чтение, анализ,
составление плана,работа с
простыми осложненными
предложениями.

29

К. Контрольная работа по
теме «Служебные частиречи»

30

Анализ работ. Работа над
ошибками.
Междометия как средство
выразительности речи
Роль междометий в
предложениях текста
К. Итоговый
контрольный тест.
Анализ работ. Резерв

31
32
33
34

Общее количество часов

1

Фронтальный, индивид. опрос,
беседа,

1

Тестирование

1

Фронтальный ииндивид. опрос,

1

Фронтальный опрос,самост. работа

1

Практикум, самост.работа

1
1
1
1

Фронтальный,
индивид. опрос
Тестирование
Фронтальный, индивд.
опрос,
Практикум, самостоятельная
работа

1

групповые задания

1

Практикум

1

Фронтальный опрос, карточки с
заданиями

1

Практикум

1
1

групповые задания,
беседа
Фронтальный опрос,
беседа,

1
1
34

Фронтальный, индид.
опрос,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение
1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся
7-9 классов. – М., 2001.
2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
3. Аксёнова Л.А. Зачётные работы по русскому языку.: 7 кл.-М.:Изд. «Экзамен»,2016
4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
6. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
7. Разумовская М.М., Львов С.И.и др. Русский язык: учебник 7 класс. Рекомендовано МП РФ, 8-е изд.,
Дрофа, 2020
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,
Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой.
Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь
школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и
литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.

Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.


Наверх

О внесении изменений в Порядок расчета размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».